«Серые люди, чёрные дни…» Общероссийский дресс-код.
Станислав МаслаковСтрана продолжает обсуждать инициативу главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея РПЦ Всеволода Чаплина ввести общероссийский дресс-код. И, что интересно, многие её поддерживают. Несмотря на то, что на фоне трагических событий последних дней эта тема несколько потеряла свою актуальность, она продолжает выступать замечательным детектором «свой-чужой» и однозначно разделяет нас на людей, стремящихся к светлому будущему, и мракобесов, мечтающих вернуть Россию в средневековье.
Собственно, самый спорный момент в этом – стоит ли вообще поднимать такую скандальную тему и тем самым пиарить авторов этой иезуитской идеи? После некоторых дебатов мы в редакции пришли к выводу, что самые гадкие вещи в истории как раз и делались при широком одобрении управляемых народных масс и молчании тех, кому молчать нельзя. И сколь бы нелепыми ни выглядели сейчас предложения вновь превратить Россию в страну трёх размеров, цветов и фасонов, при всеобщем попустительстве завтра это может стать реальностью.
Но, собственно, слово героям. Основным идеологом выступил вышеуказанный Всеволод Чаплин. Вначале он заявил, что русские девушки своим излишне откровенным видом сами провоцируют насильников. Правозащитники такой формулировкой возмутились (получается, женщины сами в какой-то мере виноваты в том, что становятся жертвами насилия) и написали патриарху открытое письмо о недопустимости подобных высказываний со стороны его подчинённого. Ответил всё тот же Чаплин, на этот раз куда более глобально. Он объявил, что внешний вид человека «во все времена и у всех народов не считался на 100 процентов частным вопросом». Причём мужчин это касается в той же мере: «Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости — если он бомж, например». И далее: «Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять). Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить». Далее он объясняет, что излишняя свобода в одежде делает людей несчастными, приводит к разводам и вообще плохо влияет на демографию.
Инициативу рупора Православной Церкви поддержал и Всероссийский муфтият. В заявлении глава исполкома муфтията Мухаммедгали Хузин красочно описал катастрофическую ситуацию с одеждой россиян: «Чему же они могут научить своих чад в бесстыдно обнажающем и унижающем все человеческое одеянии, с серьгой в носу, наколками на все тело, с сигаретой в зубах и банкой пива в руке? Только лишь разврату либо особой «субкультуре» с животными инстинктами и отходу от вековых традиций». При этом он призвал вспомнить Россию до 1990-х, когда соблюдались «приличия в выборе одежды».
На все выпады правозащитников и просто возмущённых граждан ответил горячо поддержавший инициативу Рамзан Кадыров: «С каких это пор призыв быть скромной, держаться с большим достоинством стал преступным посягательством на чьи-то права?! Наверное, надо россиянам просто свою историю вспомнить». Он напомнил, что «у русского народа всегда почитались и благопристойность, и скромность женская». «Неужели вам нравятся девушки вызывающего вида на улицах, которые курят и бутылку пива не выпускают из рук? Это же матери, сестры, дочери! Я хочу, чтобы они были образцом женственности, вызывали уважение, почтение, восхищение. А начать надо с внешнего вида!» — подчеркнул Кадыров.
В самой Чечне, конечно, проблем с непристойным внешним видом и поведением нет и быть не может. Правда, мужчин в трениках и шапочках хватает, но на то они и спортсмены. А вот женщины одеваются крайне благопристойно – тому способствуют и национальные обычаи, и тот факт, что за непокрытую голову могут и из ружья пальнуть – к счастью, пока что пейнтбольного. Видимо, пришло время перенести опыт отдельно взятой благополучной республики на всю страну.
Говорить о противостоянии религиозного и светского общества по этому вопросу было бы неверно. С одной стороны, многие россияне с радостью готовы одеться в одинаковую униформу и ходить строем, лишь бы появился в стране хоть какой-то порядок. С другой – и среди духовенства нет единого мнения. Тот же Иван Охлобыстин (который не только актёр, но и священник, пусть и без прихода) выступил резко против общероссийского дресс-кода и предложил своим братьям по вере заняться более актуальными вопросами.
Идея, конечно, ненова. Религиозные деятели в борьбе за нравственную чистоту через внешнюю невзрачность наследуют тех же идеологических врагов - коммунистов или конкурентов из позапрошлого века – пуритан. И риторика та же, и доводы. Разница в том, что на дворе сейчас век двадцать первый. Церковь, будем надеяться – навсегда, отделена от государства. Пусть не все вообще, но все вменяемые люди не хотят становиться однородной биомассой, покорным соборным стадом, где индивид не имеет никаких прав. Женщина – это не функция по отношению к мужчине (то бишь мать, сестра, жена или дочь), а свободная, независимая личность. Которая сама определяет, как ей выстраивать отношения с окружающим миром и в том числе – как одеваться. И вовсе не обязана добиваться чьего-либо восхищения. Её внешность – это именно её личное дело. Найти себе родного по духу (а не по решению родителей, церкви или ещё кого внешнего) человека куда проще, когда твоя одежда отражает твою душевную организацию. Всё вышесказанное, вслед за Всеволодом Чаплиным, можно отнести не только к женщинам, но и мужчинам в равной степени.
Если некто начинает требовать одеваться так, а не иначе, то он уже нарушает право человека – хотя бы на это соответствие внешнего и внутреннего. Тем более у любого человека есть право НЕ быть мусульманином, православным и вообще сколь-либо религиозным. И не исполнять требования и традиции этих религий. Мы, конечно, должны уважать друг друга, но уж точно не пытаться переделать всех под один шаблон. Нас всех в достаточной степени ограничивают светские законы. Остальное – вопрос личных убеждений, воспитания и здравого смысла.
В последние годы, когда прогресс чуточку забуксовал, складывается ощущение, что цивилизация стоит на распутье. Одни силы стремятся развиваться, творить, созидать. А другие – те самые мракобесы – хотят обратить историю вспять и ввергнуть нас в новое средневековье. Когда общественной жизнью управляют жрецы и священники, личность не имеет никаких прав перед толпой, а люди, внутри и снаружи, одинаковые. Серые.