Сфера не только выжила, но и получила новый виток развития
Лариса ДенежнаяВ календаре сферы торговли нет выходных. Вот и сегодня многие ее представители встретят свой профессиональный праздник за прилавком. В отрасли занято самое большое количество работающих – 65 тысяч человек! Не зря Ставрополь называют торговым городом. В краевом центре формируется более половины всего розничного оборота торговли региона.
Второй год сфера работает в условиях влияния экономических и социальных последствий, вызванных мировой пандемией. Как живется ей сегодня, какие трудности преодолевает и чем может гордиться? Об этом мы беседуем с руководителем комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя Натальей Меценатовой.
– Наталья Ильинична, за последние полтора десятка лет мы пережили разные сложные периоды, на которые пришлись мировой финансовый кризис, взаимные торговые санкции Запада и России. Но во время пандемии торговля столкнулась с новой реальностью, на которую наложили отпечаток ограничительные меры: люди оказались изолированы в своих домах, прекратилось сообщение между городами и странами. Замерла торговля в крупных торговых центрах, ресторанах и кафе. Как прожила этот непростой период сфера? Что считаете ее главным достижением?
– Мы достигли стабильности. И это самое главное достижение. Если в 2020 году уровень товарооборота стремительно падал и достигал 92 процентов, то по результатам этого полугодия он составил почти 106 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Спада уже нет.
Торговля не только выжила, но и смогла подстроиться под новые обстоятельства и получила новый виток развития. Пандемия способствовала более быстрому переходу торговли на цифровой формат – то, что не получалось сделать раньше. Предприятия освоили дистанционные формы работы. Розничные магазины и общепит стали активно работать по доставке товаров и развивать сопутствующие службы.
По данным экспертов Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, которые проводили анализ тенденций развития дистанционной торговли и ее ведущего сегмента – электронной коммерции – в России и мире, Ставропольский край вошел в число регионов «высокой активности» дистанционных продаж – за первое полугодие 2020 года по сравнению с 2019-м произошел рост с 7,5% до 23,3%.
Конечно, не обошлось без потерь. Кто-то закрылся, кто-то изменил сферу деятельности, как диктует того рынок. Но на освободившиеся направления зашли новые форматы. Время перемен – это не только, когда кто-то что- то теряет, но и есть возможность получить дополнительный шанс для развития. И многие этим воспользовались.
Розничная торговля и общепит активно восстанавливаются. Мы надеемся, что по итогам года выйдем как минимум на уровень 2020 года. Конечно, если произойдет новая вспышка коронавируса (не дай Бог этому случиться!), будет введен локдаун и закроют наши торговые предприятия, последствия будут гораздо хуже, чем в прошлом году. Все-таки в 2020-м были какие-то резервы, сейчас их нет.
– А как же приобретенный опыт? Торговля – очень мобильная сфера. Она очень быстро перестраивается.
– Опыт – хорошо, но главное в бизнесе, его кровь – это деньги. Сейчас показатели торговли восстанавливаются, но финансовые средства – пока еще нет. Эти ресурсы нужно восполнить. А чтобы сформировать финансовую подушку безопасности, потребуется несколько лет стабильной работы предприятий, без потрясений.
И, может быть, это прозвучит неприятно для антипрививочников, но именно вакцинация спасет нас от роста заболеваемости и локдауна. Многие торговые организации прививают сотрудников и объявляют свои предприятия зоной, свободной от ковида. Вакцинация идет активно, так как работники взаимодействуют с людьми. Мы помогаем организовывать дни массовой вакцинации, чтобы оперативно решить вопросы с максимальным охватом работников сферы прививками.
– Вы сказали, что торговля стала осваивать новые форматы, в частности онлайн-продажи, и развивать сопутствующие службы. По тому, в каком количестве появились в городе велокурьеры, чего раньше не наблюдалось, видно, как заработал электронный формат. Кстати, экологичный вид доставки и по себестоимости дешевле...
– Да, во время пандемии курьерская служба получила новый толчок в развитии. Она обеспечила во время ограничительных мер рынок сбыта для торговых организаций.
Пандемия заставила многих продавцов развивать электронную коммерцию и улучшать сервисы онлайн-заказов. У жителей города появилась возможность делать покупки через мобильные приложения в смартфонах.
Многие сетевые магазины сегодня имеют свои интернет– площадки. На них можно изучить ассортимент, заказать получение товаров или в самом магазине, или с доставкой по адресу. Например, купить продукты питания таким образом можно в «Мэтро Кеш енд Керри», «Ленте», «Перекрестке», «Пятерочке». Бытовую технику или радиоэлектронику – в «М.Видео», «Ситилинке», «ДНС», «Эльдорадо». Есть такая возможность и у покупателей других сетевых магазинов по продаже стройматериалов, мебели, детских товаров. Востребован заказ лекарств через интернет.
В Ставрополе также стала развиваться новая форма доставки товаров без курьеров – через постаматы. Такие, например, появились в сетевых магазинах. Это очень удобный сервис, когда человек может забрать бандероль из ячейки в любое время и по адресу, который его устраивает.
– Недавно я тоже открыла для себя новый электронный сервис в магазине «Ситилинк» – через терминал самообслуживания выбрала в меню нужный товар, положила в электронную корзину, потом внесла оплату в кассу и через каких- то несколько минут со склада в магазине его доставили.
– Магазины без продавцов – это новый тренд. Такая организация торговли выгодна компаниям. Не надо платить сотрудникам зарплату, налоги, не нужно нести какие-то социальные нагрузки по работающим. Сейчас подобных вариантов в торговле будет все больше и больше. И мы еще увидим в ближайшее время интересные форматы на территории нашего города. Прежде всего, это касается реализации техники, которую проще всего выбрать и купить без продавца.
– Какие тренды не потеряли актуальность и какие еще появились?
– Спрос на экологичные, натуральные продукты. И в этом плане помогает наша акция «Овощи к подъезду» в рамках проекта «Покупай ставропольское!», когда фермерская продукция с грядок поставляется прямо к дому. Пользуются популярностью и ярмарки выходного дня, на выездных прилавках которой много витаминной продукции, выращенной на полях и в садах Ставрополья.
Сегодня покупателям нужны разнообразные фрукты и овощи круглый год. И если раньше клубника была в основном на рынке, и в сезон, то сейчас ее продажа – внесезонная. Причем своя, местная. Ее выращивают и в открытом, и в защищенном грунте, в промышленных масштабах. Ко Дню России, например, мы проводили ярмарку, на которую только один производитель привез полторы тонны клубники. За четыре часа ее раскупили всю.
В сфере общественного питания популярными становятся такие тренды ресторанного бизнеса, как фуд-корты (гастрономические пространства ООО «Нанотех»), кайжуал дининг – демократичные рестораны (ООО «Мечты сбываются»), фри-флоу («свободный доступ»). Эти форматы подразумевают свободное перемещение гостей по торговому залу с возможностью самостоятельного выбора готовящихся в их присутствии блюд.
– Коль мы затронули тему овощей, давайте поговорим о пресловутой морковке и ценах на нее. Дошли с этим вопросом до президента. Задают его и губернатору на личной страничке в Инстаграм: мол, почему в нашем сельскохозяйственном крае цены на этот корнеплод взлетели. При том, что мы постоянно отчитываемся о растущих урожаях.
– Ставропольский край сельскохозяйственный. Но он традиционно выращивает злаковые культуры. И наши почвы больше приспособлены под пшеницу. А морковь и свекла – это основные овощные культуры возделывания в Волгоградской области. В прошлом году здесь собрали моркови меньше, чем в предыдущие годы. Поэтому подвела нас Волгоградская область с поставками. Сработал и ежегодный сезонный фактор. Запасы моркови к лету закончились, а из-за поздней весны новый урожай еще не подоспел. Импортная стоит гораздо дороже. А то, что в дефиците, то, как диктует рынок, и дорожает. Сейчас мы уже выходим из этой ситуации.
Нашим комитетом ежедневно проводится мониторинг цен на фиксированный набор из 19 наименований продуктов питания. Сегодня уже подешевел репчатый лук нового урожая на 13,6%, картофель – на 13,5%, яблоки – на 1,6%, рис – на 3,9%. Однако продолжился рост средних цен в магазинах на морковь (4,5%), чеснок (7,5%), капусту белокочанную (3,1%). При этом резкого скачка цен у нас нет.
К тому же жители нашего города могут купить овощи и фрукты с небольшими наценками на ярмарках выходного дня. Та же морковь старого урожая, например, на последней ярмарке стоила 60 рублей. Розничные цены на выездных прилавках – ниже, чем в магазинах: на картофель – на 41,5 процента, свеклу – на 27,5 процента, лук репчатый – на 19,3 процента.
– Сейчас и в магазинах краевого центра появились целые «островки» продукции сельхозпроизводителей края.
– Федеральные сети, такие как «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит», с удовольствием берут местную продукцию. Выгода здесь обоюдная.
Для ритейла – это сокращение логистики, что сказывается на уменьшении издержек и удешевлении товаров, а также гарантированный спрос на местную продукцию – в магазинах она не залеживается. Для производителей это увеличение рынка сбыта. В результате выигрывает и покупатель. Он покупает свежие и качественные продукты. Путь продукции с поля или заводского конвейера до прилавка стал намного короче и быстрее.
– Сегодня, когда доходы населения упали, на что повлияла пандемия, появился спрос на магазины экономкласса. Есть мнение, что дискаунтеры и магазины «у дома» постепенно вытеснят рынки и другие форматы.
– Доля рынков в розничном обороте действительно сокращается, это тенденция последних лет. В Ставрополе работают 5 розничных рынков, из них 3 сельскохозяйственных, 2 универсальных. Но это уже не те торговые объекты в привычном их понимании. Произошло переформатирование рынков. Бывший «Тухачевский» и «Нижний», сменившие после реконструкции и свои названия на «Городской» и «Базар», – это современные рыночные комплексы, с подземным паркингом, эскалатором, фуд-зонами, комплексным благоустройством прилегающей территории. И то, что оба рынка в 2020 году стали победителями ежегодного конкурса «Торговля России», проводимого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, говорит о том, что их уровень соответствует современным трендам. Кстати, из четырех номинаций, на которые Ставрополь подал заявки, мы победили во всех: «Лучшая ярмарка», «Лучший розничный рынок», «Лучшая фирменная сеть местного товаропроизводителя», «Лучший объект фаст-фуда». В этом году попробуем себя и в новой номинации – «Лучший нестационарный торговый объект». На участие в ней подали сразу три заявки по таким объектам как «Семидаль полезные продукты» (ООО «ЮГ-КОЛОС ПЛЮС»), «Мороженое, хлебобулочные изделия» (ИП Федянин В.Н.), «Газеты & Журналы (ИП Бондарев А.С.). Это говорит о том, что в Ставрополе развиваются все форматы. Они востребованы и у каждого – свой покупатель.
Несмотря на пандемию, в Ставрополе открывались новые точки общепита, магазины. Расширяет свое присутствие в краевом центре федеральный ритейл. Развиваются и местные торговые сети: «Закрома», «Копейкино», «Тамада», «Винотека», «Шоколадница» и другие. Фирменная торговая сеть представлена 240 торговыми объектами. В Ставрополе сохраняется высокая обеспеченность населения торговыми площадями – 1560 кв.метров на 1000 жителей при нормативе в 887.
– Наталья Ильинична, в Ставрополе стало больше торговых предприятий, работающих круглосуточно. В этом году, например, на улице Пригородной открылся новый магазин «Пятерочка» с таким режимом. Эта тенденция дошла и до нас?
– Торговые предприятия подстраиваются под запросы людей. Сейчас многие работают допозд-на. И это плохо. Надо уметь отдыхать. В Германии, например, вообще нет круглосуточных магазинов. А в воскресенье торговые предприятия не работают совсем, чему я была очень удивлена. Когда поинтересовалась почему, мне ответили: а зачем? В воскресенье нужно гулять, уделять внимание семье. Поэтому я желаю всем больше свободного времени посвящать своим родным, хобби, иметь возможность для развития.
– А что вы пожелаете своим коллегам в связи с профессиональным праздником?
– Инициативности, чувства конъюнктуры рынка, терпения и гибкости, уверенности. Хорошего рынка сбыта. И никаких локдаунов. Но как бы ни развивалась электронная коммерция, ничто не заменит живого общения с работником прилавка. И главной фигурой торговли все равно останется продавец.