Шаги на пути к «Электронному правительству»
Андрей Цындрин
В Ставрополе состоялась ярмарка-презентация по размещению заказа для государственных и муниципальных заказчиков. Целью организаторов мероприятия было информирование участников электронных торгов о правилах и методах ведения государственных аукционов в сети.
Поводом ко всему послужил недавно принятый законопроект, согласно, которому с 1 января этого года электронные торги становятся обязательной формой размещения госзаказа на ряд товаров, работ и услуг для субъектов федерации и муниципалитетов. По мнению разработчиков законопроекта, это позволит сделать сферу госзакупок максимально прозрачной.
Стоит отметить, что принятая российскими властями мера - только первый шаг на пути к созданию «Электронного правительства», которое в перспективе начнет работать в 2015 году. В дальнейшем это кардинально изменит формат документооборота в стране.
Возможно, через пару лет получить паспорт, разрешение, сделать справку можно будет, не простаивая в очередях, а заказать прямо из дома — по интернету.
То ли заманчивые перспективы, то ли жизненная необходимость, но народная тропа в Ставропольский центр научно-технической информации, где проходила ярмарка, была протоптана еще в первой половине дня. Надо отметить, что «рабочих моментов» в ходе проведения мероприятия было немало. Целью главного организатора выставки, которым являлось ООО «Главное управление торговли», было ознакомление предпринимателей и представителей госучреждений с правилами и методами ведения электронных торгов, а также оформление заявок на получение ими электронной цифровой подписи, проще говоря, электронного паспорта, идентифицирующего организацию или гражданина в сети.
Разрешение на выдачу электронной цифровой подписи можно получить в Национальном удостоверяющем центре или его представительствах. В Ставропольском крае это Торгово-промышленная палата и Главное управление торговли.
Подробнее о новой системе документооборота нам рассказал генеральный директор Национального удостоверяющего центра Игорь Щербина. По его словам, участие в электронных торгах - это только одно из направлений. Наиболее важным здесь является предоставление государственных услуг в электронном виде. Сейчас это головная боль для федеральных, региональных и муниципальных властей.
— Гражданин не должен ходить к чиновникам. Чиновнику и так есть чем заняться. Большинство задач можно решить без непосредственного общения с чиновником. Можно в электронном виде обратиться и получить соответствующую услугу: консультацию, документ, справку и так далее. Все услуги можно разделить на две части. Первая - справочная информация. Вторая часть — адресные услуги. Когда государство или конкретный чиновник должны понимать, кто у него запросил данную информацию и кому они ее передали. Вот тут будет нужна электронная цифровая подпись.
Для наглядного примера Игорь Евгеньевич привел опыт Эстонии, где каждый гражданин имеет электронную цифровую подпись в виде IP-номера, который является эквивалентом паспорта и представляет человека в электронном пространстве. Любые услуги, любые льготы, все, что требует какой-то адресности, будь то лекарства, пенсии, социальные выплаты, быстро и качественно могут получить обладатели таких электронных паспортов.
— В огромном количестве государств такая же система. И мы к этому придем неизбежно. Внешне это похоже на банковскую карточку. Для юридических лиц это флеш-карта, — пояснил директор удостоверяющего центра.
Для справки: на сегодняшний день Ставропольский край по развитию и внедрению систем электронного документооборота на фоне других регионов страны выглядит не вполне уверенно. Сейчас большой интерес и первые шаги к электронному документообороту наблюдается в крупных и средних коммерческих организациях. Около 30% времени рабочих групп тратится на поиски и согласование документов, 6% документов безвозвратно теряются, каждый внутренний документ копируется до 20 раз. Новая система позволит значительно сократить время и средства.