«Я уезжаю с какой-то легкостью в душе и ощущением тепла от доброй ауры дома хороших людей, унося с собой мягкий и в то же время проницательный взгляд мудрого учителя…»
Так завершает свой рассказ Григорий Варлавин «Мира и добра Вашему дому», опубликованный в газете «Вечерний Ставрополь» от 1 августа 2007 года.
Первым желанием после прочтения этого рассказа было сказать ему спасибо за то, что заставил и меня вспомнить этот двор с елями на улице Лопатина, где не раз бывал лет 40 назад. А ещё за то, что познакомил (пусть заочно) с братом моего друга (к сожалению, уже ушедшего от нас) Евгения Останковича - Владиславом.
«БЕРЛОГА»
В начале 60-х годов XX столетия наш тренер Борис Яковлевич Бухбиндер, человек широкой эрудиции, высокой культуры, член Союза журналистов, работая в газете «Молодой ленинец», нередко организовывал литературно-музыкальные вечера в об-щежитии стадиона «Динамо» - так называемой «Берлоге» - комнате, где вместе со мной жили члены сборной СССР по лёгкой атлетике Николай Харечкин и Владимир Русин, член сборной края Юра Катунин. Сейчас и не вспомнить, кто придумал такое название, но в этой комнате всегда было уютно, тепло и интересно, и была она своеобразным клубом, где общались деятели культуры и спортсмены. Если вдуматься, то это все не случайно, ведь физкультура – это неотделимая составляющая общей культуры. Все мы учились в школе высшего спортивного мастерства. И нередко её дирек-тор, мастер спорта, рекордсмен края в тройном прыжке Виктор Михайлович Медведюк проводил встречи, беседы на самые различные темы с учащимися ШВСМ в нашей «Берлоге». Бывало, что и сам директор принимал участие в вечерах бардовской песни. Здесь постоянными посетителями были будущие заслуженные тренеры, заслуженные работники физической культуры, чемпионы страны и победители международных соревнований. Например, Александр Кудрин, основатель школы метаний в крае, талантливый тренер и удивительно творческая личность. Среди его учеников Виктор Пензиков – рекордсмен СССР в метании диска, Александр Козлов – чемпион СССР в мета-нии молота, Анатолий Беляев – сегодня заслуженный тренер России. Продолжает дело А. Кудрина Виктор Королёв – его ученик, который воспитал и Юрия Воронкина, ставшего участником Олимпийских игр в Афинах, сейчас он готовится к Играм в Пекине. Саша Кудрин не только любил слушать, но и сам исполнял песни военных лет. Особенно любил «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.
Не портил компании и самый молодой из нас Леня Филимонов - один из лучших спринтеров СССР того времени. Завершив спортивную карьеру, он долгие годы руководил Кисловодской олимпийской базой, на которой готовились сотни спортсменов Советского Союза. В этом году Леонид Сергеевич, заслуженный работник физической культуры России, отметил уже 60-летний юбилей.
БАРДЫ
В те, теперь уже далекие, годы моим хобби были поиски новых песен, которые сочиняли непрофессионалы. И сейчас, листая старенькую записную книжку с текстами, вспоминаю историю каждой из них: где и когда нашёл, при каких обстоятельствах, личность автора.
Как-то на одной из тренировок Бухбиндер пообещал познакомить нас с журналистом, который умеет рассказывать интересные истории и любит бардовскую песню. Этим журналистом оказался заместитель редактора газеты «Молодой ленинец» Евгений Останкович. Та первая встреча положила начало нашей долголетней дружбе. Женя стал частым гостем «Берлоги». Меня подкупало в нём умение слушать, не перебивая исполнителя. По его глазам было видно, насколько ему нравится новая песня или нет.
Мне приятно, что и сегодня бывшие мои ученики Анатолий Смирнов – директор краевой СДЮШОР по лёгкой атлетике, Геннадий Деньгубов – мастер спорта по лёгкой атлетике, тренер краевой СДЮШОР, и другие с теплотой вспоминают встречи с Женей Останковичем и его друзьями.
ДРУЗЬЯ
В один из осенних вечеров 1965 года на пороге нашей общаги появился Женя с молодым жизнерадостным человеком. Им оказался Борис Вахнюк, корреспондент всесоюзной радиостанции «Юность», который приехал в Невинномысск подготовить передачу о всесоюзной стройке завода «Азот». И когда Женя узнал, что Вахнюк сочиняет песни и сам их прекрасно исполняет, то упросил его на один вечер нырнуть в «Берлогу». Наша старенькая «Комета», записывая песни, которые живут в моей душе до сих пор, работала всю ночь без устали. Позже многие песни Бориса, которые он пел в крохотной комнатке на Ставропольском стадионе «Динамо», звучали по Всесоюзному ра-дио и на телевидении. И теперь, бывая на отдыхе в горах, у костра со своими коллегами из ШВСМ, мы иногда вспоминаем его песни.
Мне говорят, какой резон
в твоих палатках на снегу,
Мне говорят не тот сезон,
а я иначе не могу,
А я люблю гонять чаи
с пахучим привкусом дымка
И все смотреть в твои глаза,
зеленоватые слегка.
Это куплет из одной его любимой песни. Два года назад Борис погиб в автокатастрофе. Но песни его живут. Одна из них заканчивается так:
Я не могу долго молчать,
Но замолчу я, если
Вместо меня будет
все же звучать
Моя песня, моя песня.
КОНТАКТЫ
Та встреча с Борисом Вахнюком стала началом многочисленных знакомств, которые организовывал Женя Останкович для спортсменов. Он познакомил нас с журналистами «Молодого ленинца» Ирой Пироговой, Юрой Воробьёвым, Валерой Вардзе-ловым, нашим коллегой по спорту Германом Ивановым, который тогда работал в редакции «Молодого ленинца», освещая спортивную жизнь края. Сегодня Герман Вячеславович – заслуженный работник физической культуры России, завуч краевой СДЮШОР.
Женя же познакомил нас с журналистом «Ставропольской правды» Кимом Карповым, человеком талантливым, удивительным путешественником и рассказчиком. Однажды рано утром Ким принёс мне стихи. А вечером мы уже пели новую песню:
Терпеть не могу
троп исхоженных,
Подкошенных трав на лугу,
Домбаев, по грудь
унавоженных,
Терпеть не могу.
Женя был своеобразным посредником между спортивной и культурной общественностью края. Он же познакомил меня с красивой девушкой. А вскоре стал и свидетелем на нашей с Милой свадьбе. Она до сего дня является самым серьёзным, но добрым критиком моего бардовского творчества.
Женя сам всегда стремился к общению с интересными людьми. И рамки газетной работы в какой-то момент стали для него тесны. Видимо, это стало одной из причин того, что неожиданно для всех он принял предложение возглавить туристскую базу «Солнечная долина» в Домбае. И какая была радость, когда в один из поздних осенних вечеров позвонил Женя и сказал, что познакомит с интересным человеком. Им оказался Халид Акаев – мастер спорта по альпинизму, прекрасный горнолыжник, один из лучших инструкторов горного туризма на Северном Кавказе. Спортивного сложения, общительный, умеющий поддержать беседу, Халид, кроме всего прочего, оказался блестящим исполнителем песен. Он дружил с Юрием Визбором и Адой Якушевой, был близко знаком с Владимиром Высоцким и другими бардами. Многие туристы из всех республик СССР приезжали не только увидеть красоты Домбая, но и послушать песни в исполнении Халида Акаева…
Мы просидели до утра, обмениваясь песнями. Утром Халид улетел в Австрию на меж-дународные соревнования по горнолыжному спорту, оставив в моей памяти новые песни. Одна их них (автор И.Левинзон) «Шаги» до сих пор любима в нашем кругу.
… Но люди уходят, а дни - остаются.
Забыт и потерян след.
И снова тебя я прошу вернуться
на тысячу зим и лет…
Но будто во сне уходят куда-то
По городам глухим
Шаги в тишине, шаги по асфальту
И даже по сердцу шаги…
На протяжении 30 лет, до самых последних дней жизни Халида, мы хранили на-шу дружбу, у истоков которой находился Женя Останкович. Это он воспитывал в нас любовь к поэзии, критическое отношение к творчеству Во многом благодаря ему в на-шей спортивной семье появился интерес к людям неординарным, много знающим и умеющим.
ПЕСНИ С ПЕЛЬМЕНЯМИ
Одним из них был Владимир Гнеушев – поэт, член Союза писателей СССР. Он не только слушал наши песни, но и частенько привозил новые, которые слышал от своих коллег – поэтов, бардов со всего Советского Союза - Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой и других.
Спорт и песня создали в Ставрополе дружный, по своему уникальный, коллектив спортсменов, журналистов, писателей и поэтов. Большинство праздников во главе с нашим тренером Б.Я.Бухбиндером мы проводили вместе. Помню, с каким упоением на дне рождения у Саши Кононова - рекордсмена края по прыжкам в высоту, мы слушали рассказы и стихи В.Гнеушева о нелёгкой морской службе.
Владимир оказался ещё и большим любителем путешествий в горах. Многие его стихи о людях, влюблённых в природу. В стихотворении «А рядом - пропасть», посвя-щённом друзьям-альпинистам, есть такой куплет:
Туманы кружат в лесах Домбая,
Картавят реки слепую речь.
В походе тонет беда любая,
возьмешь вершину – и горы с плеч.
У Саши Кононова Женя Останкович рассказал историю популярной в те годы песни «Мишки». Мы были потрясены мужеством троих ребят, которые ради спасения жизни одной девушки отдали ей все свои тёплые вещи, а сами застыли в холодных объятьях снежного обвала.
Заплутали Мишки, заплутали,
Заблудились в паутинках улиц.
И Большой Медведице, как к маме,
В брюхо звёздное уткнулись.
Встречи у Саши Кононова были традицией. Её поддерживала Сашина мама. Раи-са Никитична готовила удивительно вкусные пельмени. Вечера «Песни
с пельменями» одни из самых приятных воспоминаний теперь уже далеких 60-х годов прошлого века.
ГОЛОС ОСТАНКОВИЧА
Жаль, что с нами уже нет Жени. Нет и его старшего сына - Саши, который занимался у меня лёгкой атлетикой и очень любил слушать бардовские песни. Кандидат психоло-гических наук, в совершенстве владеющий английским и кхмерским языками, Саша обладал лучшими качествами, которые имел и его отец. Тяжелая болезнь рано унесла от нас талантливого молодого человека.
Но несколько сглаживает боль утраты фамилия Останкович, которая частенько звучит в эфире. Это голос Бориса Останковича, журналиста Пятигорской студии телевидения, младшего сына Евгения. Сегодня Борис работает на студии, где почти сорок лет назад его отец организовал встречу с членами сборной команды края по лёгкой атлетике Ни-колаем Харечкиным, Борисом Криуновым, Евгением Казеевым, Леонидом Филимоно-вым. Многих тогда удивило, что кроме спорта мы много говорили об искусстве, по-эзии, музыке, исполняли песни. Пел с нами и Женя Останкович. Ту встречу долго вспоминали не только любители спорта и телезрители, но и руководители телевиде-ния, как одну из самых талантливых телепередач.
Рассказ о Жене – это рассказ о культурном досуге спортсменов вне беговых до-рожек и секторов. Я бы мог вспомнить имена многих журналистов, с которыми мы го-дами поддерживали дружеские отношения. Как не вспомнить радиожурналиста Воль-демара Ушаровского. Его репортажи мы сопровождали своими песнями. А сколько интереснейших встреч было с Геннадием Хасьминским, с которым так же соединили спорт и песню.
17 ноября Жене Останковичу исполнилось бы 73 года. И мне хочется, вспоминая наши молодые годы, которые были связаны со спортом, музыкой и поэзией, ещё раз поблагодарить Григория Варлавина за то, что он пробудил во мне желание рассказать о своём друге, брате Владислава Анатольевича Останьковича - Евгении. От всей души желаю спортсменам края, чтобы на их пути также встретились такие люди, как братья Евгений и Владислав.
Мне кажется, что куплет из песни знаменитого барда Олега Митяева точно отра-зил отношение к человеку, который занял особое место в моей жизни:
И все же с болью в сердце
О тех сегодня вспомнил,
Чьи имена, как раны,
На сердце запеклись…
Виктор Криунов, заслуженный работник физической культуры России,почётный гражданин г. Будённовска.