Школа жизни Алексея Кадочникова
Елена ПавловаВо вторник в Краснодаре простились с Алексеем Кадочниковым, создателем особого направления в боевом искусстве - уникальной техники русского рукопашного боя, получившей название «Русский стиль». Многие офицеры, прошедшие горячие точки, даже если не знали Кадочникова лично, признают: «Ему мы обязаны жизнью»... Поэтому скорбят об утрате не только в Краснодаре. Алексей Алексеевич Кадочников был личностью всероссийского — государственного - масштаба. И в Ставрополе у него было много друзей — в кадетской школе имени Ермолова, в клубе боевых искусств «Русский стиль». А руководитель и воспитанники военно-патриотического клуба «Русские витязи» называют Алексея Алексеевича отцом и учителем. И всегда так будут считать.
Считаем его отцом и учителем
Техника боя, созданная Кадочниковым, действительно уникальна, позволяет сохранять силы во время поединка. Она соединяет, синтезирует в себе очень многое: исконные традиции, законы физики (работу рычага), философию и просто любовь к родной земле, живущую в сердце каждого нормального человека... Русским стилем нельзя заниматься от случая к случаю, это образ жизни, образ мышления.
И этот образ мышления «Русским витязям» был близок с самого начала существования клуба. Ведь система Кадочникова — система не просто самозащиты и отражения нападения, и не просто школа выживания — скорее школа жизни... С год они, «Витязи», изучали ее заочно, а потом решили познакомиться с автором. Шел 1997 год. Алексей Алексеевич на ту пору преподавал в одном из военных вузов.
Надо сказать, что «Витязи» двинулись в путь наудачу. Без предварительного звонка и какой-либо договоренности. И уверенности-то особой не было, что их к легендарному Кадочникову хотя бы подпустят. Но, видимо, это был Божий промысел: у дежурного на КПП даже мысли не возникло проверить, ждал Алексей Алексеевич людей из Ставрополя или не ждал. Он просто ему доложил: «Вас ожидают внизу». И тот спустился.
Алексей Алексеевич, надо отдать ему должное, людей чувствовал. Увидел он в этих парнях что-то важное — настоящее. Иначе бы вовсе разговаривать не стал. А он даже согласился приехать в Ставрополь, провести мастер-класс. Клуб «Русские витязи» тогда еще на базе РОСТО (нынешнего ДОСААФ) работал. Только нужно было веское основание, чтобы начальник училища отпустил его в Ставрополь. Поводом стал сбор на базе клуба всех военруков (преподавателей ОБЖ).
Ребята к приезду дорогого гостя готовились тщательно. Оттачивали технику перед показательными выступлениями. Не зря готовились, хоть погода и подкачала. Но снег и ветер «сдули» только половину ОБЖшников.
– Эти пусть идут! - коротко отрезал Кадочников вслед уходящим. - Это не им надо, а пацанам...
Алексей Алексеевич как раз смотрел показательные выступления и горную подготовку очень внимательно, словно изучая каждого.
- Ты вот этого боевым приемам не учи, - советовал он руководителю клуба Николаю Жмайло. - Посмотри на его лицо... И еще... Пусть работают. На базе клуба дел хватит. Нормальные ребята останутся. А шелупонь отлетит.
Так и вышло. Пришедшие в клуб накачать мышцы и научиться приемчикам отсеялись в момент. Хорошие ребята остались. И кроме навыков спецназа научились еще много чему полезному: и печь-буржуйку топить, и хлеб печь, и суп варить, и белить, и красить, и территорию в порядке содержать, и многому другому. «Витязи» работы не боятся. Тем более что перед глазами пример их руководителя, который, как тот командир на лихом коне: всегда впереди — и в бою, и в работе... Обойди расположение клуба, на что ни посмотри — будь то музей Боевой славы, полоса препятствий, летняя кухня — абсолютно все сделано руками Федорыча и его воспитанников. И боевой, строевой и даже летной подготовке это совершенно не помешало. Наоборот, помогло. Прав оказался мудрый Кадочников.
Правила пишут дилетанты
А еще Алексей Алексеевич покорил своих новых друзей абсолютным отходом от стандартов. На мастер-классах на понятных примерах он доказывал, что, действуя на боевом задании только по инструкции, выполнить его трудно. Разве что противник — идиот. А это, как правило, не так. Значит в каждой ситуации, при каждом действии нужно думать, просчитывать, действовать нестандартно. «Правила пишут дилетанты»,- безапеляционно говорил Кадочников. И тоже доказывал это на примерах.
Больше 20 лет любое общение с Алексеем Алексеевичем было мастер-классом. И каждое дарило новые открытия...
Тот, кто бывал дома у Алексея Алексеевича, поражался: человек с мировым именем живет очень скромно — в обычной квартире на верхнем этаже типовой многоэтажки. Правда, все в этой квартире дышит миром, уютом и теплом. Там много дорогих х
озяевам вещей, подаренных друзьями Алексея Алексеевича из самых разных городов России. А среди них — стихотворение в рамке для фотографий:
Других не зли и сам не злись -
Мы гости в этом бренном мире,
И если что не так — смирись,
Будь поумнее — улыбнись...
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно...
Наверное, в какой-то мере это было жизненным кредо и самого Кадочникова. Жизнь — она у всех полосатая. И у мастера тоже бывало, что в чернополосный период он попадал не по своей вине. Так было, например, во время хрущевского сокращения армии, когда спецвойска, созданные маршалом Жуковым, буквально «корнались» под ноль. Кадочникову, для которого дед — Георгиевский кавалер и отец — боевой летчик — были примерами служения Отечеству, пришлось выйти на «гражданку». Он смирился, но по-боевому. Не только в молодости, но и в 80 с гаком Кадочников вполне мог сладить с несколькими спецназовцами, в чем не раз убеждались слушатели его семинаров в Ставрополе, Твери, Екатеринбурге, Краснодаре.
Важно выстоять в схватке
Как-то даже в собственный день рождения Алексей Алексеевич для гостей из Ставрополя маленький мастер-класс провел. Предложил каждому покрепче ухватить его за руки. И хоть ухватывали и держали на совесть, для того чтобы освободиться и быть готовым к отражению нападения, Кадочникову нужны были всего считанные секунды. Еще он много рассказывал о тонкостях своей системы, в которой непосредственно рукопашный бой является лишь частью, и не самой главной.
– Важно выстоять в схватке, - говорит Алексей Алексеевич, - важно справиться с голодом и болезнями, уцелеть среди диких зверей, найти дорогу к своим и довести живым раненого товарища... Только живыми мы можем наносить ощутимые удары врагу...
В тот раз в гостях у Кадочникова вместе с «Русскими витязями» был 13-летний Данила Чернышов из Липецка. Мальчишка, который просто гостил на их базе в Сенгилеевском, был в восторге от того, что его к Кадочникову взяли. Для пацана просто мир перевернулся. Он раньше 40-летних глубокими дедушками считал, а тут вживую увидел человека, которого в 76 дедушкой назвать язык не повернется. А еще Данька по-другому на историю смотреть стал. Он узнал, что русский рукопашный бой, приемы которого осваивал на базе «Витязей», - родом из древних-древних времен. Парнишка и не знал раньше, что русские Константинополь ходили брать дружиной в 800 человек. Что раньше в любой деревне свой богатырь был, не говоря уж про монастыри. Вспомнить хоть того же Пересвета. Так что воины на Руси были не хуже самураев, которых били неоднократно — по-своему, по-русски. Только на уроках истории Даньке и одноклассникам этого пока не рассказывали. Как не рассказывали и про легендарного капитана 2 ранга Леонова, который в 1945-м с десятком разведчиков смог взять в плен более двух тысяч японских солдат и офицеров...
… Даже сложная физика Даньке после этой встречи показалась очень интересным предметом. Особенно закон маятника, который, как выяснилось, очень хорошо работает в технике русского рукопашного боя. И анатомия там работает — чтобы нейтрализовать противника, зачастую важна не сила, а техника и точка удара. Много чего важно — психология, философия, вера, любовь. Последнее даже важнее. Можно освоить приемы, можно приобрести прекрасную физическую форму, но противостоять кратно превосходящему по силе противнику невозможно без веры — в Бога, в людей, в свое Отечество. Это стержень, основа.
У Кадочникова этот стержень выстраиваться начал с раннего детства, когда они с матерью шли вместе с толпой беженцев и их бомбили... Когда его, семилетнего пацаненка, измотанного нескончаемой дорогой, приторочили к седлу лошади... И эта лошадь спасла его от немцев - вражеского десанта, который возник перед беженцами неожиданно... Автоматные очереди, сполохи, и вставший на дыбы конь, буквально расшвырявший автоматчиков копытами. Так они и вылетели из боя — конь и Алешка, висящий на подпругах под лошадиным брюхом. Алексей Алексеевич всю жизнь был уверен — неспроста его Бог тогда сохранил... Он ведь еще в детстве понял — может человек выстоять и выжить в любой ситуации. Должен стараться. Только так можно победить.
Кадочников выдержал много испытаний на прочность. То, что выпало на его долю на излете жизни, наверное, было самым тяжелым. Ему довелось пережить внука, умершего от онкологии. Горе, рассказывают друзья Алексея Алексеевича, подкосило его здоровье, но не сломило дух. Он до конца оставался тем же несгибаемым Кадочниковым, который не уставал повторять: «Важно выстоять в схватке». Таким он и остается в нашей памяти.