ШКОЛА ЖИЗНИ ЕЛЕНЫ ИВАНЧЕВОЙ
Тамара Коркина«Вечерний Ставрополь» продолжает знакомить своих читателей с победителями и лауреатами конкурса «Женщина года-2007». Их - 11 человек, конкурс проводился по четырем номинациям.
В номинации «Женщина на своем месте» победителем вышла Елена Викторовна ИВАНЧЕВА, главный бухгалтер ООО «Завод электротехнических изделий «Ставропольский».
Знакомство
Договорились, что Елена Викторовна заедет за мной в редакцию. Встретились – сама за рулем, улыбчивая, живая, деловая, уверенно лавирует в потоке машин, несущихся по Тельмана. Судя по виду, диетами себя не изнуряет, веселым ямочкам на ее щеках явно комфортно.
Подсев к ней, оглянулась назад, удивилась большому уютному автомобильному пространству. Елена Викторовна улыбнулась:
— Специально большой «Лексус» купили, чтобы всем вместе выезжать. Все же пятеро детей, мы с мужем… Летом в выходные на море ездим, на источник в Казьминское…
Живут Иванчевы на улице Серова, в частном доме. Только вошли – тут же я со всеми и перезнакомилась. Пятнадцатилетняя Ангелина получила задание приготовить чай, шустрым близнецам Леве и Алеше было поручено занять четырехлетнего Валеру, «чтобы дал нам поговорить». Заскочивший следом юноша – старший сын Павел, пронесся, сунув мне руку и скороговоркой спросив: «Вы в наш дурдом? В наш счастливый замечательный дурдом?»
В общем, все при деле, все в движении.
БАМовские университеты
В памяти каждого из нас есть нечто такое, что мы ощущаем как личную первооснову, стержень, определяющий наши поступки и отношение к жизни. Елена Викторовна как об очень важном рассказала мне о времени, когда она с родителями уезжала на строительстве БАМа. Отец на стройке века был столяром, мама – поваром. Родители захотели самостоятельности — устали делить небольшую жилплощадь со свекровью. Забрали двоих детей, Лене тогда было девять лет, и поехали в город Нерюнгри. Здесь получили собственную жилплощадь — комнатку в коммуналке на шесть семей.
— Смотрю сейчас старые фильмы – какие все же теплые человеческие отношения были! Люди жили одной семьей, старались понять друг друга, помочь, уступить. Вот прибегу я из школы, загляну в кастрюльки на общей кухне — «Теть Кать, можно, я ваш суп поем?» - «Да наливай, чего спрашиваешь!» Тетя Катя к сыну приехала, платья нам шила. Мы, дети, как-то очень доверчиво относились к взрослым, никто нас не одергивал, было чувство, что все нас любят. Хотя и соседские скандалы, конечно, слышали: «Ты меня унижаешь тем, что лазишь по карманам!» Или вдруг из-за родни, которая Бог знает где живет, начинали ссориться: «А помнишь, твоя сестра..!» Я тогда навсегда усвоила: родственников в ссорах не поминать, в карманы не соваться, — смеется Елена Викторовна. — В общем, большую школу жизни прошла.
А у родителей там что-то неладно вышло, спустя шесть лет мать вернулась в Ставрополь с детьми одна.
МИМО, Китай, рынок
После окончания школы (Лена училась в тридцатой) мать сказала:
– Все, отправляйся в большую жизнь, живи как сможешь…
Для Лены «большой жизнью» представлялась Москва, а в ней – ни много ни мало – Московский институт международных отношений — МИМО.
— Поступила я на факультет журналистики. Про нас, провинциалов, студенты-москвичи говорили: «и группа колхозников». Еще в Ставрополе познакомилась с курсантом училища связи, он тогда служил в Одинцово. Поженились. На втором курсе родился Павлик. Муж мою учебу не одобрял — «Ты жена офицера, тебе это не нужно». Да я и сама уже понимала, что занимаю чужое место. Бросила институт, оставила мужа, устроилась в турбюро, стала возить «челноков» в Польшу и Китай.
В общем, в девяносто втором вернулась с Павликом в Ставрополь, пришла к маме: «Поживу у тебя несколько дней, пока работу не найду». Как-то Елена встретила знакомую, у которой был свой овощной магазин на Нижнем рынке:
— Хочешь, иди ко мне торговать, хотя, конечно, после МИМО тебе и предлагать-то такое неудобно.
— Как нас в школе учили? — засмеялась Лена. — Не место красит человека, а человек место…
Полгода ссыпала овощи в покупательские кошелки, потом торговала колбасой в магазине на проспекте Октябрьской революции.
Никакой работы Елена не стеснялась и не боялась, думаю, именно этим в значительной степени объясняется публичное признание ее человеком «на своем месте». Она везде и всегда – на своем месте: ответственная, открытая, дружелюбная. Здесь, наверное, сказалось все: и БАМовские уроки, и «взятие» МИМО, и общение с неистовыми «челноками», и жесткие законы наступившего капитализма.
Судьбоносная встреча
Как и напутствовала мать, жила Лена как умела. Снимала квартиру на улице Бруснева, растила Павлика, не особо надеясь на устройство личной жизни - «Кому я нужна с ребенком?».
Как-то шла Лена от подруги по проспекту Карла Маркса, к ней подошел парень: «Не подскажете, где ближайшая станция метро?» Не выдержал, засмеялся: «Мы с тобой в одной школе учились, в тридцатой». Еле разобрались, что Валерий учился четырьмя классами младше, старшие девчонки на таких не больно и смотрели. В общем, поговорили и разошлись. Валерий дал свой телефон.
— Было это летом. А в декабре листаю записную книжку, натыкаюсь на телефон и не могу вспомнить – что за Валерий? Звоню — «Вы меня узнаете? Мы с вами где встречались?» Валера сразу — «Я сейчас приеду». Вышла к нему во двор, мы до пяти утра на скамейке просидели.
На следующий день приехал снова.
— Знаешь, я не умею делать предложение, но… Я уже решил, что ты будешь моей женой. Подумай…
Подумала: да буду, наверное…
– Я с друзьями, пусть они тогда вещи выносят…
В общем, забрали тумбочку и кухонный стол и сюда, в этот вот дом, приехали. Заходим, сидит отец Валеры. «Вот, папа, я женился, это моя жена и мой сын». Павлику тогда шесть лет было. А я, кроме того, что «мужа» зовут Валерой, ничего о нем не знала!- Жили – каждый день открывали друг друга, — вспоминает Елена Викторовна. — Года через полтора у нас родились близнецы. Малышам было по четыре месяца, когда Валера, сотрудник правоохранительных органов, уехал впервые в длительную командировку. И тут я поняла, что мир сразу опустел, что без него я просто не могу жить.
Всемогущий случай
Когда Елена узнала, что беременна четвертым ребенком, взмолилась: «Господи, у меня вон сколько мальчишек, пусть будет девочка!» Пришла на УЗИ – «У вас такой хороший мальчик!» Расплакалась при таком известии, но потом оказалось, что не о том плакала. По состоянию здоровья ей предложили прервать беременность, предстояла операция, несовместимая с вынашиванием малыша. Как говорит Елена, натряслась она в ожидании операции, а тут заходит сестра и сообщает, что нет каких-то нужных инструментов. Отпустили домой до понедельника. А дома муж на ее слезы говорит: как хочешь, а только я чувствую, что малыш будет жить. В общем, на операцию в назначенное время Елена не пошла. И была вознаграждена за своеволие и решительность: на свет родился Валера, которому сейчас четыре года. Общий любимец, вызывающий удивление: как это без него жили?..
Появилась и дочка – Ангелина, девочка из семьи знакомых. Сейчас жизнь без нее тоже невозможно представить.
Дети
Пятеро детей — пять характеров, пять миров, пять судьб. Мне в женсовете рассказывали о близнецах Иванчевых, которые, придя на праздник для детей из многодетных семей, буквально покорили всех добротой, открытостью и дружелюбием. Когда в состязательной игре у кого-то из противников случилась неполадка, один из близняшек подскочил и помог сопернику.
Старший сын Павлик учится в СГПИ, на историко-филологическом факультете. Играет в ансамбле, поет в институтском казачьем хоре. Елена Викторовна с уважением рассказывает о том, что сын верующий, что когда-то его приглашали петь в храме, но он отказался: «К Богу надо самому прийти». И пришел, это видно по многим его поступкам.
Например, как-то Павлик нашел дорогой сотовый телефон. Увидел в нем номер «моя жена», позвонил, сообщил о находке. Приехал мужчина, протянул ему две тысячи рублей. На отказ принять деньги среагировал быстро: «Что, больше надо?»
— Нет, мне вообще ничего не надо, это же ваша вещь. Если бы вы мой телефон нашли, то вы бы его ведь мне отдали?
– До встречи с тобой, может, и нет, а теперь - вполне возможно…
Сын хочет работать в школе историком, не раз бывал на практике, всякий раз убеждаясь в правильности своего решения. А свои педагогические воззрения применяет в случае необходимости к близнецам, вызывая порой у них недовольство: «Лучше бы нас папа наказал…» С другой стороны – старший брат всегда встанет на их защиту.
Плюс клуб «Семь-Я»
Итак, семья, ответственная работа на большом заводе. Елена Викторовна окончила сначала курсы бухгалтеров, потом техникум, за ним – Белгородский кооперативный институт, сейчас учится в СевКавГТУ. Специальность все та же – бухгалтерия, финансы, аудит.
А еще Елена Викторовна клуб многодетных семей «Семь-Я» в городском женсовете ведет. В нем тридцать пять семей, в каждой — от пяти до десяти детей. Елена Викторовна рассказывает:
— Клуб дает мне чувство полноценной жизни. Я человек общительный, мне нравится работать с энтузиастами, единомышленниками, что-то организовывать, кого-то радовать. Мы такие праздники для детей из многодетных семей проводим! Причем, хочу подчеркнуть, что сегодня много детей люди хотят иметь осознанно, взвесив свои возможности. Многие дети из многодетных семей очень талантливы, развиты.
Хотя есть немало семей, которым необходимо помогать материально, и я это считаю святым делом.
А вообще… Мы с мужем решили, что обязательно возьмем брошенного ребенка, у нас есть все для того, чтобы воспитать его.
И еще я постоянно ловлю себя на желании написать на наших воротах: «Кому не нужен ребенок – оставляйте его здесь».
Вот такая она, женщина года-2007.