Школа жизни
Василий СкакунЕсли мы вспомним годы своего обучения в школе, свой класс, то непременно отметим, что в этот период, начиная с начальных классов и заканчивая выпускным, всегда были один-два человека, претендующих на получение отличных аттестатов зрелости (с золотой медалью), еще трое-четверо - с минимальным количеством четверок, несколько человек – твердых хорошистов, а остальные все - учились так себе, ни шатко ни валко, едва-едва перебиваясь с тройки на тройку. Однако получаемый аттестат зрелости – это очень условное обозначение. Важно понять, что определяется зрелостью в понятии школы. Она, выдавая аттестат, как бы заявляет, что человек готов к новой жизни. Но вот в чем вопрос вопросов – предметные знания способны провести выпускников по бурным рекам жизненных ситуаций? Как бы не так! А знаете, почему основная часть и класса, и школы (те самые нерадивые троечники) так равнодушны к приему знаний? Потому что они на подсознательном уровне поняли, что школа не учит жизни – как можно научиться жизни по правилам валентности, подобия треугольников и искаженной истории Отечества. Дети чувствуют эту фальшь и потому так вяло ее воспринимают.
Примерно так было и пятьдесят лет назад в соотношении устремленных и безразличных, а в настоящее время - всеобщего неверия ни во что, кроме денег, - даже снизилась эта планка. Куда и зачем стремиться, если за деньги можно (и главное, без усилий) приобрести практически любые дипломы любых вузов страны. Потому-то богатенькие «буратино» и отсылают своих деток в «кембриджи», так как не доверяют собственным МГУ.
Так вот и в жизни все происходит примерно так же, как и в школе. Есть отличники жизни, есть хорошисты, но основная масса даже не троечники, а обладатели «неудов». И если в школе, как правило, двоечников нет, то в жизни, за редким исключением, их пруд пруди. Но при этом это не прямой перенос отличников школьной учебы на подобную ступень жизненных позиций. Все дело в том, что с пятерками по алгебре, химии и геометрии никак не пробраться на доску почета жизненных обстоятельств. Здесь, в жизни, как оказалось, нужны совсем другие знания по тем предметам, которые в институтах, а тем более в школах не преподаются. Ибо самые главные знания, которые нужны каждому как воздух, это - как правильно жить, чтобы быть здоровым, радостным и счастливым. Ведь абсолютное большинство народу уже начинают понимать, что это более важно, чем уровни материального состояния, занимаемого поста и марки личного автомобиля. И на самом деле, за деньги не купишь ни здоровья, ни радости, ни счастья. Ибо все материальное вторично и оно, по существу, ничто, если человек несчастен, нездоров и безрадостен.
Причем, переводя взгляд на общество, если мы честны, то непременно отличим, что все общество больно и не только отсутствием безграничного здоровья, что входит, как оказалось, в обязательность нашего прохождения по дорогам жизни. Но главное – отсутствием удовлетворенности от собственного пребывания на планете, даже при относительном достатке материальных запросов. Аналогично мы можем, обозревая жизнь человечества, с абсолютной уверенностью утверждать, что она в принципе не состоялась в том ключе или замысле, который и предопределял ее наличие. За все века люди даже и не попытались разгадать законы справедливой, радостной и счастливой жизни, несмотря на общественные и технические эволюционные процессы, происходящие на планете. Эти законы оказались сложнее расщепления атома, покорения космоса и пересадки сердца. Да, эти законы неоднократно открывали многие мудрецы, начиная от Лао Цзы, жившего 25 веков назад, Гиппократа, Сенеки, Сократа, Марка Аврелия и заканчивая Львом Толстым и аватаром современности Шри Чинмоем. Но люди и вчера, и сегодня смотрели на них (на эти законы) как на некие сказки и, не веря им, продолжали безрезультатно сражаться с Большой Жизнью за процветание своей собственной жизни.
Результаты этой борьбы были, увы, предсказуемы и выражались в войнах, противостояниях, обманах и ухищрениях. Причем достижение одних материальных ценностей (вышеперечисленными способами) тут же заставляло их обладателей переориентироваться на более недостижимые цели, что не могло не сопровождаться потерями нравственности, морали и справедливости. Ибо в человеческой сути способны развиваться только те качества, которые подвержены более частому использованию.
И если это так, а подобное отрицать просто бессмысленно, то тогда почему все или абсолютное большинство лезут напролом к обогащению, становясь заложниками такой черты характера, как жадность, но и параллельно теряя надежду на получение содержательной и здоровой жизни. А в некоторых случаях за подобные ухищрения приходится расплачиваться не только свободой, но и самой жизнью.
На днях по TV показали сюжет из хроники китайской судебной системы. Мэр одного довольно крупного города на севере Китая был арестован за получение крупной взятки и приговорен к 15 годам тюрьмы. А его жена – руководитель совместного китайско-английского предприятия – отравила (со смертельным исходом) своего английского коллегу, чтобы стать единоправным хозяином многомиллионных прибылей, за что и была приговорена судом к смертной казни. Чего не хватало им – этой явно не бедной чете?
У нас подобных сценариев сотни, просто высокопоставленные чиновники на ранних стадиях следствия, вовремя откупаясь, не доводят дело до суда. Хотя и суд в нашей современной трактовке – это тоже вполне управляемый деньгами орган.
Мы забываем о том, что совесть, которую мудрецы называют божественным, бессмертным и небесным голосом, единственно верным руководителем наших жизней, специально вложена в человека с двумя целевыми установками: предохранения человека от порочных поступков через угрызение и стыд; и записи (запоминания) всей качественности жизнедеятельности своего хозяина. То есть не что делал, а как делал – честно или воровал, отнимал или помогал, убивал или выручал из беды и т.п., чтобы после того, как… на том самом разборе полетов (Суде) и предъявить все обвинения и все заслуги своему же патрону. Многие полагают, что от совести можно просто отмахнуться, но она никогда от нас не отворачивается. Ибо цель внедрения ее в наши жизни – это еще одно доказательство не только искусственности создания человеческой жизни, но и осознанного стремления к ее упорядочиванию. В чем же тогда дело, почему человек, живущий тысячелетиями, так и не разобрался в таких довольно простых законах жизненных предначертаний, причем не внешних, зависящих от кого-то, а внутренних, личных, зависящих от самого себя. Как показал практика, это и есть самая трудная задача нашего бытия - попытаться определить самого себя, свой статус, свое назначение, свои возможности.
Мы все выросли на детских сказках, одна из них про Ивана-царевича, который искал счастье за тридевять земель в тридесятом царстве, сражаясь с огнедышащими головами Змея Горыныча, побеждал хитрости Бабы-Яги в поисках тысячелетнего дуба, на золотых цепях которого висел сундучок, а в сундучке – утка, а в утке – яйцо, а в яйце – игла счастья. Так что он искал на самом деле, преодолевая неимоверные трудности и опасности для жизни? Он искал дорогу домой, к своему духовному сердцу, где и сосредоточены все те качества, которые способны предохранить нас от своих собственных пороков. Это то, что в религиях называется ангелами-хранителями. Но они не способны спуститься к нам с небес «по щучьему велению и по моему хотению», чтобы оберегать нас, нет, подобное исключено. Есть только один путь, который называется очищением собственного сознания от посягательств собственного ума для собственной же безопасности.
«О мое сердце! Когда я не с тобой и когда я не для тебя, я вынужден двигаться от смерти-несчастия к смерти-бесплодности» (Шри Чинмой).