Школы Ставрополя выбирают НЕзависимость
Педагоги, которые будут внедрять в школах города программу «Сделай свой выбор: выбери жизнь», прошли обучение, по итогам которого получили свидетельства на право проведения профилактической работы.
Данная программа разработана сотрудниками научно-образовательного центра «Инновации и исследования в социальной сфере» при Ставропольском государственном университете в рамках муниципальной целевой программы «НЕзависимость» и уже опробована на базе трех городских школ. Некоторые школы присоединились к ней уже в прошлом учебном году. С нынешнего же года программа внедряется во всех школах Ставрополя.
В связи с тем что большинство родителей и педагогов проводят профилактические беседы, опираясь на собственную интуицию, представления и зачастую не очень большие знания, работу по недопущению первой пробы наркотических или психоактивных веществ должны проводить именно врачи-наркологи и подготовленные специалисты, имеющие особые знания и квалификацию, способные организовать более эффективную профилактическую работу. Ну а поскольку приоритетным направлением профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ является первичная воспитательно-образовательная профилактика, позволяющая охватить самый широкий круг несовершеннолетних и нацеленная, в первую очередь, на борьбу с предпосылками зависимого поведения, работать с подростками в школах будут педагоги-психологи и социальные педагоги.
До настоящего времени, по словам доцента кафедры психологии СГУ Валентины Савченко, акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы ориентируются на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.
Как сделать так, чтобы подростки не попали в беду, педагоги учились, став на некоторое время на место самих подростков. Они отрабатывали наиболее интересные или сложные, на взгляд разработчиков программы, упражнения, тренинговые задания, а затем обсуждали результаты, проблемы и пути их решения при первичной профилактике зависимостей, вносили предложения по корректировке заданий, учитывая личностные аспекты несовершеннолетних. Ведь в ходе выполнения профилактических программ учащимся должна предоставляться не просто точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. После проведения блока тренинговых занятий, помимо самораскрытия, осознания и формулирования личностных проблем, у учащихся должен возрасти уровень мотивации к обучению, стремление к самореализации через здоровый образ жизни, что дает дополнительные возможности в работе с проблемой школьной дезадаптации, которая выражается, как правило, в снижении успеваемости, увеличении конфликтных ситуаций как в школе, так и в семье.
Следует также отметить, что за введение уроков по профилактике употребления наркотических веществ, а также за проведение тестирования школьников на предмет употребления ими наркотиков на общегородском родительском собрании, проведенном отделом координации антинаркотической деятельности администрации Ставрополя в конце прошлого учебного года, высказались все присутствовавшие на нем родители.
Пресс-служба администрации города Ставрополя