«Шёлковый путь» - по миру гонок за три дня
Никита ПешковВторой в мировом масштабе ралли-рейд «Шелковый путь», проходящий по территории России, завершился ставропольским этапом. Корреспондент «Вечернего Ставрополя» проследовал за гонкой от Элисты до Майкопа и узнал, что мир автоспорта во многом отличается от остального.
***
Бивуаки располагаются в аэропортах. Большая площадь, и есть где разместить авиапарк, сопровождающий гонку. Это целый город.
Вечер. После кольцевого этапа по степям Калмыкии финишировали еще не все. И не у всех получится. Кого-то дотянут на буксире. Пока же джипы и грузовики постепенно прибывают, и активная жизнь в лагере только начинается.
— У нас опять повторилась неприятная поломка – полетел кардан. Подвесной подшипник сгорел, пропало сцепление. Ехать дальше было невозможно. Приняли решение не снимать кардан, закончить на малой скорости, — объясняет одновременно мне и механикам Сергей Виазович, пилот молодой команды «МАЗ». – Авария случилась на прямом участке дороги на максимальной скорости. 150 километров в час. Получается, последний участок мы преодолели часа за полтора. Так мы вроде еще одиннадцатыми доехали.
Механикам предстоит разобраться с поломкой. Возможно, на это потребуется вся ночь. К старту утром машина должна быть готова.
В команде «КамАЗ-Мастер» семь машин, и работы тоже много. По элистинскому этапу ехать приходилось в трудных условиях. Дождь превратил песчаные дюны в липкую массу.
— Я думаю, погода не влияла на наш результат. Снег, град, проливной дождь – надо уметь ездить в любых погодных условиях, — объясняет Эдуард Николаев, финишировавший в этот день вторым. – Мы и дома в непогоду тренируемся: задождило, мы все равно выезжаем.
Решающий этап гонки пройдет на Ставрополье, как и год назад. Из-за трагедии на Кубани последний этап до Геленджика решено было отменить.
— На сегодняшний момент все в строю, все в бою, как говорится. И техника подготовлена, и экипажи едут, — описал состояние команды перед решающим рывком Николаев. — Каждый поставил для себя какие-то задачи. Задачи выполняются. И, конечно, это тренировка перед основной нашей гонкой – ралли Дакар.
Пока механики доводят до ума машины, «ремонтируют» и пилотов.
— Гонщики получают колоссальное напряжение на трассе. Даже, я бы сказала, гипернапряжение. Они едут, их трясет постоянно. Чтобы их «размять», приходится тратить много сил, — говорит Резеда – массажист команды «КамАЗ-Мастер». – Если на какой-нибудь кочке они неправильно, жестко приземлятся, то вообще могут получить травму.
Возле столовой проходят торжества и награждения после этапа, а на лагерь опускается ночь. Завтра будет последний этап гонки, который может поменять многое. Мир гонок строже, мужественнее и труднее обычных буден.
***
С Александром Сухаревым, нашим земляком, мы познакомились на брифинге перед гонкой. Он – заместитель комиссара по безопасности ставропольского этапа. Мы выехали из аэропорта Элисты на его «Nissan Patrol». Взрослый джип смотрится непривычно на фоне новеньких фаршированных «Mitsubishi», на которых ездят организаторы. Однако машина не выпадает из атмосферы гонки, а как раз наоборот – органично вписывается в нее своими угловатыми и прямыми формами.
Большая часть жизни Александра Сухарева была посвящена гонкам, автоспорту и машинам. В свое время он был в группе форсированных испытаний на КамАЗе, был одним из создателей автомобиля «Ока», конечно же, участвовал в гонках сам. Обо всем этом я узнал, когда по дороге на финиш ставропольского этапа мы заехали в город Михайловск. Там в доме Александра есть музей, посвященный автомобилям и автоспорту. Гоночные комбинезоны, картинг, награды, плакаты и редкие фотографии моделей и прототипов. На улице стоит собранный руками самого гонщика багги. В кабинете у Александра — коллекция маек и футболок с логотипами разных гонок и команд. После «Шелкового пути — 2012» она пополнится майкой с автографами команды «КамАЗ-Мастер». Александр бережно собирает и следит за экспозицией.
Сейчас он пишет для информационного портала Ascar. info и для других изданий про автожизнь юга России.
Как он говорит, если для многих корреспондентов, пишущих про автомобили, это только работа, то он этим живет. Автоспорт в стране рождался при его участии, и сейчас спустя много лет он продолжает ездить вместе с гонщиками.
***
Главный вопрос, которым все задаются на финише последнего этапа: «Где грузовики лидеров прошлого этапа – Эдуарда Николаева и Алеса Лапрайса?». Первые гонщики уже финишировали, а их по-прежнему нет. Из грузовиков сначала приехал КамАЗ Айрата Мардеева. Журналисты, сразу пошедшие спрашивать у гонщика о впечатлениях, не заметили, что у машины нет покрышки на заднем правом колесе. Примерно километр КамАЗ проехал на голом диске. Пилот с озадаченным лицом пробежал мимо, оценивая обстановку.
Вторым грузовиком, добравшимся до финиша, стал «MAN» Верслуиса. Пилот был весел, спросил у журналистов, каким он пришел. Второй? Потерянная от усталости улыбка стала шире. Дети зрителей полезли в кабину, Верслуис пошел поздравлять Айрата Мардеева, который с командой в спешке ремонтировал колесо.
Из джипов одним из первых финишировала машина собственной конструкции команды «G-Force». За рулем был харизматичный Борис Гадасин. Впоследствии, по сумме всех этапов, он оказался на первом месте. Ставропольский этап полностью изменил итог гонки. Профессионалы этому не удивляются.
— В гонках всегда так. Ты можешь выигрывать все, но сойти на последнем этапе, — делится опытом Александр Сухарев. – Это непредсказуемо.
Все доезжавшие до финиша участники рассказывали, что гонка больше напоминала по классу трофи, а не ралли. Дождь лил и размывал дорогу. Машины доезжали не просто пыльные, а покрытые слоем грязи, непогода сопровождала нас до самого финиша. Несмотря на ливень, мы с Александром поехали дальше. Так и не дождавшись ни Эдуарда Николаева, ни Алеса Лапрайса.
***
Дорога на гонке делится на специальные участки, где гонщики развивают максимальную скорость и несутся сквозь пустыни и лиазоны. Это пути, где гонщики едут на меньших скоростях. Чаще всего это части маршрутов, которые идут, например, по обычным дорогам или через города.
После того как спортсмены приходят на финиш, гонка не заканчивается. Еще предстоит доехать до аэродрома в Майкопе, где разбит бивуак. Мы с Александром и другими гонщиками мчимся по дорогам Ставропольского, Краснодарского краев и Республики Адыгея уже не первый час.
Странно, но самая зрелищная и основная часть гонки по времени вовсе не преобладает. Кажется, что все лиазоны, переезды, остановки делают жизнь гонки более размеренной, но обычные зрители этого никогда не видят. Все знают об эффектных прыжках и заносах.
— Мы прямо в гоночном режиме едем, — говорит Александр.
И правда, мы выехали вместе с гонщиками рано утром и уже много часов в дороге. То и дело нас обгоняют гоночные машины, иногда кого-то обгоняем мы.
Кажется, что гонка заполняет собой все близлежащие дороги. Она становится объемной и не сосредоточена в одном месте, будь то старт или финиш – это лишь ворота в целую вселенную.
Проводится она, для того чтобы проверить, на что способны механизмы и где грань человеческих возможностей, или же это огромный, дорогой и красивый рекламный проект? Но на гонках точно есть своя атмосфера. Может, ради нее и живет этот дорогой, сложный мир автоспорта.
***
Одновременно дождь и яркое солнце. Приходится носить дождевик, чтобы не намочить фототехнику и очки. Но скоро становится сухо и жарко. Прямо перед награждением победителей.
Сегодня в городе машин особый день. Уже не надо срочно готовиться к утреннему старту и изучать легенду. Скоро самым лучшим и удачливым будут вручены награды.
На подиум по очереди заезжают джипы. По традиции, гонщики устраивают фонтан из шампанского. Пилоты становятся рядом с подиумом и обязательно залезают на крышу машины. Но каких-то особых торжеств сегодня не будет. В знак памяти о жертвах трагедии на Кубани.
Наутро мы с Александром Сухаревым все еще продолжаем жить в режиме гонщиков. Сначала собираем вещи, потом проводим техническую подготовку: заливаем масло, проверяем двигатель. Есть какие-то неполадки с клапаном, но скоро надо ехать. Пока можно попрощаться с новыми знакомыми. Путешествие длиной в три дня по «Шелковому пути» подошло к концу.