«Сколько людей я сделал наркоманами...»
Наталья Ардалина...Илья начал курить "травку" лет в 14. К 18 годам он перешел на инъекционные наркотики. Работу потерял, но деньги на дозу требовались постоянно, поэтому он с легкостью согласился превратить собственную квартиру в притон для наркоманов. Здесь варили опий из кондитерского мака, который легко купить в любом магазине. Здесь кололись, сюда приводили "новеньких", у которых еще есть свои деньги - все с одной целью: добыть очередную дозу. Из квартиры очень быстро исчезла вся мебель, практически вся посуда. Сейчас Илья уже не знает, сам ли он все это продал или же кто-то другой. "Наверное, сам, вы не представляете, на что способен человек в период ломки, - он тяжело вздыхает. - Я рад только, что родители живут в другом городе. Не представляю, как бы они все это пережили. И что детей нет - многие мои бывшие "кореша" буквально раздевали собственных детей, лишь бы найти деньги".
Илье повезло - у него сохранились связи в "нормальном" мире, и в какой-то момент друзья - настоящие друзья, а не те, кто приходил сюда уколоться, - уговорили его хотя бы попробовать. Только "лечиться" Илья решил сам, не прибегая к врачам. Именно по его просьбе ребята привязали его к батарее. Конечно, это не лучший метод, и я ни в коем случае не рекомендую его тем, кто желает избавить своих близких от наркозависимости. Даже наоборот - подобное может привести к смертельному исходу. Просто в данном случае сработало.
Илья - все еще наркоман, он только сменил тяжелые наркотики на более легкие: курит марихуану, но к шприцу больше не притрагивается. И квартиру он привел в относительный порядок - здесь появилась хоть какая-то мебель, коврик на полу, чистая посуда... Но Илья все время боится сорваться, тем более что к нему время от времени по старой памяти заходят бывшие знакомые. "Нужно менять квартиру, - говорит парень, - иначе я не смогу этого выдержать".
Почему молодежь приобщается к наркотикам? Илья отвечает: "Все пробовали, и я тоже. Просто кто-то раз попробовал и забыл, а я втянулся, дальше - больше. Теперь, конечно, понимаю, что даже просто пробовать нельзя было. Только жаль, что это понимание редко приходит в нужный момент". Действительно, психологи утверждают, что подростки боятся быть не хуже других. Раз другие пробуют - чем я хуже? Например, они смотрят популярные молодежные передачи не всегда потому, что это им интересно, а просто потому, что завтра это будет обсуждаться в школе, и ты должен быть в курсе.
"Я с ужасом думаю, сколько обычных ребят благодаря мне стали наркоманами, - говорит Илья. - Ведь у меня они собирались, пробовали в первый, потом во второй и третий раз. А дальше шли по моей же дорожке". Действительно, притоны - наиболее опасная форма распространения наркомании. Кроме того, это традиционные рассадники преступности и болезней. "Я не знаю ни одного чистоплотного наркомана, - говорит врач-нарколог. - Если поначалу кто-то еще и пытается использовать одноразовые шприцы только для себя, то потом куда это все девается?".
Цифры, которые приводятся в официальных данных, ужасают. Но когда узнаешь, что это только верхушка айсберга, что в реальности все в несколько раз хуже, становится еще страшнее. Наркомания, наркобизнес - это фактически война, потому что человеческие потери от наркотиков превосходят боевые. Только за 2004 год в России от употребления наркотиков погибли более 70 тысяч человек. Это больше, чем за всю десятилетнюю военную кампанию в Афганистане.
Параллельно с созданием Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков два года назад, с достижениями ими определенных результатов в борьбе с этим злом неожиданно с публичных трибун стали звучать лозунги о легализации наркотиков, например, марихуаны. Это откровенно выдает обеспокоенность наркомафии, ведь здесь крутятся не просто большие - огромные деньги. И терять их никто не хочет. А главное - сами "наркобароны" очень редко становятся наркоманами, они только зарабатывают деньги на тех несчастных, для кого жизнь превратилась в постоянные поиски дозы. Заядлые курильщики знают, как непросто избавиться от никотиновой зависимости. А, по свидетельству врачей, насовсем избавиться от наркотической зависимости практически невозможно. И если человек больше никогда не притронется к наркотикам, он все равно морально навсегда остается наркоманом.
Сегодня вся так называемая социализация подростков происходит на улице и носит стихийный, практически не поддающийся управлению характер. И даже если родители вовремя замечают признаки употребления наркотиков у ребенка, они не всегда действуют правильно. Ни в коем случае нельзя терять доверия своего ребенка, ругать или наказывать его, пока он находится под действием наркотиков. Не поддавайтесь панике: на ранней стадии, пока не сформировалась тяжелая зависимость, наркомания излечима. И главное - не впадайте в уныние, если первая попытка не удалась, пусть ребенок знает, что вы всегда рядом и пойдете с ним до конца.
Но все это касается только достаточно благополучных родителей, которым небезразлична судьба ребенка. А сегодня уже известны случаи употребления наркотиков 6 - 7-летними детьми, которых к зелью приучают родители-наркоманы.
Нельзя сказать, что ситуация совсем уж оставлена на произвол судьбы. Наркополицейские работают не покладая рук: только за два года существования службы в Ставропольском крае было возбуждено свыше 2300 уголовных дел по факту незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Значит, каждый день - четыре - шесть дел. И все же главное - это общественный резонанс. Сегодняшнее отношение к проблеме имеет две стороны: одни говорят, давайте не будем вспоминать о наркотиках, а будем просто пропагандировать здоровый образ жизни. Другие, в частности, большинство медиков, считают, что, наоборот, ребенок с детства должен знать, что, пробовать наркотики нельзя ни в коем случае. Потому что перспектива у наркомана печальная: жизнь отшельника и скорая смерть.