Вообще, место, где произошла та авария, не случайно. Дело в том что площадь Ленина – излюбленное место «хрустишек», как их иногда называют. Вот уже пару лет можно наблюдать, как ближе к вечеру или даже к ночи на площади начинают собираться любители этого транспорта. Стоят, лишь изредка наворачивая по площади круги. Но чуть позже начинается шоу: катание на заднем колесе через всю площадь, проезды по аллеям и тропинкам скверов. Поначалу это забавляло, выглядело ново и свежо. Потом начало надоедать горожанам. Но это мало трогает наездников. Зато точно волнует тех, кто с детьми выходят погулять после работы, отдохнуть, покататься на роликах, попрыгать на скейтборде.
Чаще всего скутеристы ездят без защиты, в отличие, например, от большинства велосипедистов - и тем самым подвергают опасности себя. Но говорить им об этом – нарываться на самонадеянную ухмылку. Ну что ж, их дело. Второе: они ездят на заднем колесе. Вы хорошо представляете конструкцию скутера? В таком положении снижается контроль, управляемость, сокращается обзор. А ездят они так вечером по площади чаще всего не в одиночку, а развеселой стаей. Прохожие вынуждены останавливаться, мамы подхватывать на руки малышей. Естественно, многие недовольны таким развлечением.
Недовольство - недовольством, но как к этому вопросу относится закон? Я подошел к дежурившим у площади сотрудникам ГИБДД и спросил: насколько правомерно нахождение скутеристов здесь, в пешеходной зоне? Они коротко сказали, что если в движке меньше 50 кубических сантиметров, то скутеры фактически ничем не отличаются от велосипедов. Вот оно как?! Можно, конечно, их еще с роликами сравнить или скейтбордом. Но существенная разница в том, что под сиденьем есть мотор. Это не только делает скутер более быстрым, чем любой из вышеперечисленных видов транспорта, но и некоторым ребятишкам сносит голову, в переносном смысле (иногда, к сожалению, и в прямом). Езда на заднем колесе по площади – детские шалости по сравнению, например, с ездой втроем по загруженной улице Объездной, стоя, полуголыми, в шлепках на ногах.
Кто-то скажет – их проблема. Однако подвергают они опасности не только себя, но и других участников дорожного движения. Сидящему за рулем скутера малолетке на окружающих наплевать. Не до окружающих, когда он такой крутой, гордый и смелый. Это приближает его в мечтах к взрослой жизни. Еще не машина, но… Поэтому иногда (читай - «часто») они этим злоупотребляют. Так, один мой знакомый просто шел по городу с компанией, когда его подрезали ребята на «табуретках». Он тактично сказал им, что так делать нехорошо, на что получил в ответ словесный плевок из неумелой писклявой нецензурщины от совсем еще юных байкеров. Когда же он решил более внятно объяснить свою позицию, для чего направился к ним, ребятки поспешили ретироваться. Благо, когда мотор под сиденьем, это сделать легко.
Милиция же, даже если бы захотела, ничего не смогла сделать бы в подобных ситуациях. Ее сотрудники не имеют права устраивать погоню за этими лихачами, если те без шлема. Не имеют права их выгнать и с площади, и из парка Победы, где они тоже постепенно начинают обживаться. Но если некоторые пешеходы, гуляющие, например, по площади, относятся к ним с безразличием и даже пониманием - «пусть катаются!» - то о водителях так не скажешь.
Пока все это законно. Пока они разбиваются и провоцируют аварии за пределами площади. Пока здесь трагедия еще не случилась. Нужно подождать? Только тогда все начнет меняться? Пока же никакая статистика, передаваемая через СМИ, никакие диалоги об этих проблемах и споры о возможном введении специальных прав не уменьшают количества детей, которые еле дотягиваются до руля, но уже колесят по центральным дорогам города, подвергают себя и людей опасности и вызывают недовольство водителей.
Конечно, я говорю не обо всех, кто предпочитает этот удобный, экономичный и маневренный транспорт. Многие скутеристы прекрасно знакомы с правилами дорожного движения, проявляют взаимоуважение на дороге и никоим образом не вызывают у людей нарекания. Но таких я вижу все реже.
В остальном ситуация со скутерами прекрасно вписывается в общую дорожную картину. Кто из нас не был невольным участником гонки на маршрутках или «пазиках», водители которых, гонясь за выручкой, иногда забывают, что везут людей. Кто не видел лихачей, носящихся на своих тонированных белых «Приорах»? В Ставрополе, кажется, переходить на красный безопаснее, чем на зеленый, как, например, на перекрестке улиц Пушкина и Морозова. Правда, пешеходы тоже иногда дают повод сомневаться в своем умственном здоровье, переходя дорогу на красный свет. Все это делают взрослые, так почему же дети и подростки не могут повторять их «подвиги»?!
Фото Александра Гололобова