Слово наставника. Православное понимание болезни
Ольга МетёлкинаВ медицине есть диагноз — «практически здоров», но диагноза «теоретически здоров» — нет. Медицинский и церковный подходы не противоречат друг другу. Поскольку греховность, болезненность и смертность — это признаки человеческого рода, то, что объединяет и составляет природу всех людей. Человек осознает болезнь как свое противоестественное состояние, хотя нет ничего более естественного для человеческой природы, как болезнь. Самыми распространенными формами упрощенного понимания болезни как среди пациентов, так и среди врачей является восприятие болезни исключительно только как Божьей кары. И поэтому ничто так не изумляет людей, как болезнь праведных. Основной причиной их болезней была не только сущностная пораженность природы человека, но и испытание в вере и верности Богу. Апостол Павел, страдая от своей болезни, молил Бога об исцелении. Но «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть» (2Кор 12.7).
Господь показывает нам через невыносимость болезни противоестественность нашей жизни вне законов Божественного мироустроения, вне гармонии, мира и красоты. «Неужели все болезни от грехов? — спрашивал святитель Иоанн Златоуст. — Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», — говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг — молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии, лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Святитель Афанасий Великий, придя к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и, сев рядом, спросил его: «Отче! Есть ли какая польза человеку от болезни?». Святой Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». Грехов жестокосердия, безжалостности, гонения немощных, очерствения души и бесчеловечности. Не пренебрегают православные христиане и врачебной помощью. Напомню библейское понимание места и роли врача: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир 38, 1—15). Но для христианина странно и даже невозможно обращаться к оккультным практикам, которые противоречат и вере нашей, и данным науки. Священник Максим Потупчик, выпускник Ставропольской государственной медицинской академии.