«Служба на границе научила работе с людьми», - говорит глава Промышленного района города Ставрополя Иван Ульянченко
За 90-летнюю историю в составе Краснознаменного Закавказского, затем Армянского, Грузинского и Азербайджанского, позднее Северо-Кавказского, Кавказского особого пограничных округов, затем Северо-Кавказского регионального управления Пограничной службы России, а ныне Южного регионального пограничного управления ФСБ России службу ратную прошли десятки тысяч уроженцев Ставропольского края. Есть среди них и довольно известные в краевом масштабе люди. Например, нынешний глава администрации Промышленного района города Ставрополя Иван Ульянченко.
Мало кто из земляков и читателей газеты «Вечерний Ставрополь» знает, что желание служить в пограничных войсках у Ивана Ульянченко возникло еще в школьные годы. Ему очень нравились фильмы о пограничниках, их форма. Нравились и служебные собаки. Вместе со старшим братом Виктором он дрессировал любимицу семьи овчарку Альфу, которая за участие в выставках имела 7 медалей. Братья надеялись, что будут служить с ней на границе. К сожалению, не получилось.
И все-таки погранвойска
Первым попал в погранвойска Виктор. Служил он в Управлении Закавказского пограничного округа. Иван ездил к нему с родителями в Тбилиси и еще больше укрепился во мнении, что со временем и сам непременно будет носить зеленую фуражку. К службе на границе он готовился довольно тщательно: увлекался бегом, был даже чемпионом Ставропольского края по спортивной гимнастике среди сельских школьников.
Окончив в 1978 году Изобильненскую среднюю школу №7 и не поступив в Ставропольский политехнический институт, Иван пошел работать на завод электронной промышленности министерства обороны «Атлант» учеником токаря. На этом предприятии трудились и его родители. Папа, Иван Сергеевич, - водителем, мама, Екатерина Григорьевна, - штамповщицей.
Летом 1979 года Иван отучился на трехмесячных курсах в школе ДОСААФ на радиотелеграфиста, а в октябре был призван на службу ратную в пограничные войска КГБ СССР. Долг Родине отдавал в Закавказском погранокруге. После «учебки» Ленинаканского пограничного отряда его направили на линейную заставу, находившуюся на советско-турецкой границе рядом с селением Айкован.
- Застава наша была сравнительно небольшой, - говорит Иван Иванович. - Она считалась вероятного направления и имела две системы. Служба очень тяжелая была и требовала достаточной физической подготовки. Представьте, что за ночь случалось по 10-15 сработок. Когда это происходило, приходилось все выполнять бегом-бегом-бегом. Причем при любых погодных условиях: в снег, дождь, мороз. В первое время по команде «Застава, в ружье» мы в составе тревожной группы еле-еле поспевали за начальником заставы.
А взять, например, такой вид наряда, как «Дозор». При проверке границы приходилось поочередно идти на оба фланга туда и обратно. Как мне пригодились занятия спортом в школьные годы. Нас и в «учебке» не столько строевой гоняли, сколько делали упор на занятиях по физподготовке и стрельбе. Не зря ведь говорят, что тяжело в учении - легко в бою.
На заставе Иван Ульянченко освоил воинскую специальность связиста. Если говорить подробнее, обеспечивал исправность специальной системы охранной сигнализации на участке подразделения. Служил добросовестно, стал отличником погранвойск 2-х степеней, получил знак старшего пограннаряда. А еще он являлся секретарем комсомольской организации заставы.
Отпуск за задержание нарушителя
Так как по роду своей воинской профессии Ульянченко был связистом, ему постоянно приходилось входить в состав тревожной группы. В июле 1980 года в составе одной из таких групп он принимал участие в задержании нарушителя государственной границы.
- В связи с предстоящими в Москве Олимпийскими играми службу мы тогда несли по усиленной, - вспоминает Иван Иванович. - Я к тому времени еще и года не прослужил. В один из дней на участке пограничной заставы нарушитель осуществил переход из Турции на нашу территорию. Сигнализация сработала, и часовые на вышке заметили, что кто-то в горы уходит. Выехали оперативно, рубеж, как положено, перекрыли. Вместе с инструктором служебных собак догнали нарушителя и задержали. После этого случая был поощрен отпуском на родину.
В дальнейшем ефрейтор Иван Ульянченко частенько назначался старшим пограннаряда. Этой чести, как правило, удостаивались сержанты или воины второго года службы. В те времена, к слову, на советско-турецкой границе наряд состоял из трех человек, тогда как на границе со странами социалистического лагеря - из двух.
- Когда каждый день с автоматом и полным боекомплектом выходишь на границу, - говорит Иван Иванович, - надо быть в определенной мере психологом. Надо хорошо знать людей, с которыми выполняешь поставленные задачи. К счастью, мы всегда были уверены друг в друге. Служба в погранвойсках как раз и запомнилась мне своим чувством дружбы, взаимопонимания. Не каждому ведь дано право ходить по последним метрам родной державы.
Примером был командир
- С командиром нам повезло, - продолжает Ульянченко. - Начальником заставы все два года, пока я служил, был капитан Валерий Ильин. Грамотный офицер, требовательный, но справедливый командир, душевный человек. Он своим примером всегда вел за собой подчиненных. Был, между прочим, мастером спорта по гиревому двоеборью.
В моей жизни Валерий Андреевич сыграл очень большую роль. У него многому научился. Пусть я и «переслужил» практически четыре месяца сверх срока, обиды на него не было. А дело все в том, что на заставах в те годы негласный закон был таким - пока не подготовишь на смену солдат нового призыва - в запас не спеши. Все с пониманием относились к этому. Хотя в душе, может быть, и обидно было пропустить, например, Новый год, но была и гордость. Помню, одноклассники и друзья, с которыми призывался в октябре, уже давно уволились, находились дома и писали мне, что в новогоднюю ночь за меня обязательно бокал шампанского поднимут. В ответ я им писал, что, мол, вы там отмечайте, а мы постараемся, чтобы ничто этот праздник не омрачило.
Уволился в начале февраля в числе первых, так как начальник заставы отнесся с пониманием - у меня уже был вызов в институт на подготовительные курсы. После армии с ребятами, с которыми служил, поддерживал отношения, потому что многие из них были из Ставропольского края. Мы переписывались, а 28 мая в Ставрополе на Комсомольской горке встречались. С офицерами, к сожалению, связь была прервана. А потом случай представился, когда Управление Закавказского пограничного округа перевели в Ставрополь. Я тогда и встретил своего начальника заставы. Он уже был не капитаном, а полковником. Встретились случайно. Интуитивно почувствовали друг друга: я остановился, обернулся, и Валерий Андреевич сделал так же. А потом мы часто созванивались по телефону, общались, вспоминали…
Служба вспоминается до сих пор
Во время наших встреч Иван Иванович всегда с удовольствием вспоминает родную заставу, Ленинаканский пограничный отряд, а также офицеров, сослуживцев. Да иначе и быть не может.
- Служба в погранвойсках, - подчеркивает Ульянченко, - научила меня выдержке, внутренней дисциплине. А главное - научила работе с людьми. Я до сих пор с удовольствием показываю друзьям и родственникам свой «дембельский» альбом, который они с интересом рассматривают. К людям же в зеленых фуражках, и это мнение не изменится у меня до конца моих дней, всегда относился и буду относиться с глубоким уважением. Ведь это - моя молодость и время настоящего возмужания.
Виктор МОСКАЛЕНКО, военный журналист