Смерть - это еще одна тайна жизни
Хамиль ДЖЕБРАН - лилийский философ
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
Авиценна
Мне хотелось бы порассуждать на тему, от которой многие, страшась ее, боязливо отворачиваются. Это о смерти. Раз есть подобный способ завершения наших жизней, то мы должны хоть в малой мере, доступной нашей логике и интуиции, попытаться в общих чертах разобраться в ее тайных механизмах. Еще мудрые говорили, что это религии сделали смерть ужасной, но это не что иное, как возвращение домой. Но всякий может возвращаться домой по-разному - это как из длительной и сложной командировки: кто со щитом, а кто - как побитая собака, поскуливая и зализывая свои раны совести.
У каждого из нас непременно запечатлеваются в памяти события, связанные с переживаниями первой ощутимой потери - смерти родных или друзей в период, когда мы уже адекватно воспринимали жизнь. Так было и у меня (мне было под тридцать), когда в возрасте 22 лет ушел из жизни (разбившись на мотоцикле) один мой лучший ученик-спортсмен, из которого должен был вырасти приличный тренер. Это было под Ставрополем, при обгоне, по всей вероятности, испугавшись внезапно появившейся встречной, он на мгновение отпустил руль, и мотоцикл, вырвавшись из рук, уехал вперед, а он метров 50 на огромной скорости скользил по асфальту, сдирая до костей все живое. И, не приходя в сознание, скончался в больнице. Это было шоком для нас, его друзей. Мы недоумевали, как такое возможно, сколько в нем было радости и восторга жизни, сколько юмора и доброжелательности, устремлений в будущее - и вдруг раз, и все оборвалось.
Затем через год погибает еще один молодой пацан - двадцатилетний родственник, живший у нас дома. Крепкий, здоровый парень, который мог постоять за себя, не побоялся пойти на «встречу» с тремя неизвестными, один из которых сзади ударил его ножом (стилетом) в голову. И он умер от кровоизлияния в головной мозг. Они с тем, кто погиб раньше, были приятелями, и он тоже был обладателем такого же запаса внутренней жажды жизни. Сколько надежд все родственники связывали с его становлением, и опять вдруг все оборвалось. Естественно, что мы тогда все это принимали за трагические случайности. А как по-другому можно было соотнести эти печальные нелепости?
Но возникали навязчивые вопросы: а почему они, а не другие? А что он на мотоцикле обязан был попасть
в эту ситуацию - ведь по этой дороге он ездил домой к родителям в село десятки раз, в любое время года? Почему так? И уж потом, много лет спустя, появилось другое убеждение: значит, они, эти ребята, приходили на Землю именно на такой срок, значит, большего им было не отведено. Почему - это другой вопрос. Быть может, за ошибки прошлых жизней. Если не так, то тогда мы живем в несовершенном мире глупых случайностей, в котором от нас ничего не зависит. Кстати, древние утверждали, что случай - это синоним Бога.
Лет этак двадцать пять назад один мой хороший знакомый по сборной Союза, чемпион мира, закончив выступления в спорте, обладая недюжинным внутренним напором и колоссальной пробивной силой, в начале 90-х становится министром спорта России. Переезжает с семьей в Москву, пытается проводить реформы отрасли, но получилось так, что объединенные силы московской оппозиции его просто выжили, и он вынужден был ни с чем вернуться домой. Через несколько месяцев у него обнаружили рак, а еще через месяц он умер. Молодой сорокалетний мальчишка, полный энергии, способностей и надежд.
И совсем не так давно один наш семейный друг, работавший в престижном НИИ, защищает кандидатскую, затем докторскую и ставит перед собой цель стать директором этого института. Для этого едет в Москву в длительную командировку, где, работая в профильном учреждении, набирается опыта, обзаводится кругом делового знакомства высшей науки и с надеждой на исполнение своей цели, с рекомендациями руководства этой отрасли приезжает в родное НИИ на перевыборное собрание директората. И случилось так, что его кандидатуру даже не рассматривают, и вечером того же дня он (которому едва за пятьдесят) умирает от острой сердечной недостаточности. До этого на состояние здоровья и на сердце никогда не жаловался. Как понимать это? Ведь, по логике, по элементарной логике, такого не могло и не должно было случиться - по возрасту эти люди обязаны были жить да жить.
Естественно, что оба не были выброшены на улицу, оба состоятельные люди с высоким статусом жизни и, естественно, нашли бы применение своим способностям, ну пусть не на той высшей ступени иерархической лестницы, о которой мечталось, но тем не менее, как говорится, без куска хлеба бы не остались. Так вот в этом-то, в этой несбывшейся мечте, и есть главная проблема этих людей, закончившаяся подобным исходом.
Давайте поразмыслим: ну прежде всего, необходимо абсолютно четко и честно признать, что в каждом из нас заложены две возможности реализации жизни: внешней - это то, как мы живем, к чему стремимся, что воплощаем и т.д. Но наряду с этой внешней, ощутимой и явно осязаемой жизнью, которую можно потрогать руками, есть другая, скажем так, ее внутренняя составляющая, и, по всей вероятности, ее цели и задачи зачастую бывают неадекватны тем интересам, которые мы пытаемся реализовать через внешние устремления. По крайней мере, невозможность внедрения задуманных планов и послужила причиной гибели этих двух достаточно молодых людей. Мы уже знаем, что все мы приходим на эту Землю для реализации внутреннего роста посредством его внешнего проявления. И хотя мы полагаем, что внешняя жизнь - это основа основ, но вышеуказанные абсолютно достоверные факты говорят об обратном.
Рассуждая логически, можем предполагать, что души (внутреннее существо) этих взрослых ребят поняли, что их дальнейший рост и развитие, которые в известной степени объясняются внешними проявлениями, невозможны в создавшейся ситуации, и они попросту отказались от дальнейшей, на их взгляд, бесполезной жизни в телах, в которых они находились. И они ушли домой, наверх, занимая там соответствующую нишу сообразно проделанной здесь, на Земле, работе. Причем это было безрадостное возвращение, как из плена. И эти причины (рак и сердечная недостаточность), из-за которых прекратились их жизни, это не что иное, как внешнее проявление внутренней неудовлетворенности их душ.
Значит, подобные факты должны нам открыть глаза на истинное существо жизни. Мы живем душами через тела. И если дискомфорт, созданный человеком, или невозможность дальнейшего роста души, или невозможность выполнения своей миссии (так как у каждой души есть своя личная миссия в нашей жизни) переходят границы допустимого, тогда души вынуждены отказываться от дальнейшего бесполезного пребывания в теле, и они вынуждены возвращаться домой, не выполнив своей главной задачи.
Аналогичных примеров множество с людьми, выходящими на пенсию. Как часто абсолютно здоровые люди (как правило, энергичного склада характера) после выхода на так называемый заслуженный отдых не находят применения своим энергосилам и умирают от тоски по настоящей работе, от тоски собственной неприкаянности. Это одни и те же причины невозможности нормальной, то есть боевой, жизни для души. И все это еще раз подчеркивает тезис, что мы живем душами, а не телами. Наши тела - это места временного обитания наших божественных частиц.
И с этих позиций становится понятным, почему люди большого творческого проявления так мало по времени оставались на этой Земле. Я не буду перечислять их имен, мы их хорошо знаем, и все же - это Пушкин и Лермонтов, Маяковский и Даль, Джо Дассен и Высоцкий. Почему же все они жили так мало? Только по одной причине - сила духа и мощь его проявления были столь неудержимы в них и так рано открыты, что они в этой связи досрочно выполнили основные миссии своего пребывания здесь. И, по всей вероятности, после реализации основных задач у душ нет возможности (или необходимости) жить без роста, без устремления, без порыва, и они возвращаются домой радостные, с чувством выполненного долга. И эти посылы должны нам открыть истину, что прежде всего мы должны заботиться о росте нашего внутреннего, нравственного потенциала, так как перспективы наших внешних жизней в итоге зависят от качественного состояния наших душ.