Собственный дом стал тюрьмой?
Наталья БуняеваС такой заявкой, которая поступила в Службу спасения днем в субботу, здесь столкнулись впервые. Как рассказала “Вечерке” пресссекретарь Службы Наталья Стеблянская, начиналось все банально: пожилая женщина по имени Полина Андреевна искала себе жилье, для чего отправилась на «пятачок» в район Нижнего рынка. Здесь она познакомилась с хозяйкой частного домовладения Людмилой, которая пригласила потенциальную квартирантку посмотреть условия проживания. Женщина угостила Полину Андреевну чаем с тортом, показала дом, а затем подвела к полуподвальному помещению, которое когдато было гаражом, и в зарешеченное окно железных ворот показала женщину, находившуюся там. Людмила сказала, что это ее психически больная дочь с диагнозом «параноидальная шизофрения», но бояться ее не нужно, она всегда заперта. Вот тутто Полина Андреевна и заподозрила неладное, слишком уж не вязались условия содержания «дочери» с представлениями о материнской любви и заботе. Поэтому она и отправилась в ОВД Октябрьского района, где описала все увиденное.
На переулок Крутой, где располагался дом, выехал наряд милиции. Даже видавших виды милиционеров потрясла представшая их глазам картина: в помещении без окон с земляным полом, без воды и туалета, закрытая на два основательных замка сидела истощенного вида женщина, сжавшись в комочек. Дневной свет она видела только через небольшое зарешеченное окно. Лицо и шея покрыты красными пятнами, на теле – грязный порванный халат, на ногах – резиновые галоши. Увидев людей, она подошла к окну, пожаловалась, что два дня ничего не ела и попросила покормить ее.
Тут же появилась так называемая «мама» Людмила П., которая потребовала от сотрудников милиции покинуть территорию ее домовладения. Более полутора часов она препиралась с сотрудниками милиции, вызванными на место происшествия, подъехавшими врачами «Скорой помощи», собравшимися соседями. Людмила наотрез отказывалась открыть свою пленницу, причем снимала все происходящее на камеру, угрожая потом показать «кому надо». Правда, примерно через час настойчивых препирательств она отреагировала на требования собравшихся покормить несчастную женщину, принесла из дома миску с чемто неаппетитным на вид и просунула затворнице в клетку.
Сотрудникам милиции пришлось обратиться в Службу спасения с просьбой вскрыть замки. Прибывшие на место спасатели решили спилить замки «болгаркой», но как только Людмила поняла, что ворота все равно откроют, она сразу принесла ключи, чтобы не попортить имущество.
В подвал с удушающим запахом испражнений, со следами присутствия мышей и крыс, вошли врачи, милиционеры, спасатели. И вот что им удалось выяснить: в этом помещении примерно в течение года томилась в заключении 44летняя Марина К. Она душевнобольная, периодически лежит в больнице. Последний раз соседи видели ее в июле 2005 года, тогда женщина была нормального телосложения. За год, который она провела в заточении, Марина потеряла такое количество килограммов, что врач поставил диагноз «истощение».
По документам именно Марина является владелицей трех четвертей домовладения. Людмила сообщила, что она является опекуном душевнобольной, но никаких документов, подтверждающих это, не представила. На самом деле женщины – не кровные родственницы, пропавший без вести в 2000 году муж Людмилы – родной брат Марины.
Было решено отправить истощенную женщину во вторую горбольницу, а затем в психиатрическую лечебницу, если она согласится и подпишет необходимые документы. Марина согласилась с радостью, но процедуру подписания бумаг решила прервать Людмила: она плакала, кричала, чтобы Марина ничего не подписывала, что забирать ее никто не имеет права, грозила обратиться в самые высокие инстанции с жалобами. Но сотрудники милиции объяснили женщине, что именно ее действия подпадают под уголовную ответственность.
Несчастную с помощью спасателяфельдшера Натальи Пальчиковой переодели, в сопровождении милиционеров отвели к автомобилю «Скорой» для дальнейшей госпитализации.
Как удалось выяснить спасателям, Марина не единственная, кто пострадал от действий Людмилы. В 2004 году Сергей К. купил у нее принадлежащую ей четверть дома, внес задаток в размере пятисот тысяч рублей, но так и не вселился на купленную площадь, и денег назад тоже не получил. Вот уже два года он судится с предприимчивой «опекуншей» и «продавщицей».
Прокуратурой Октябрьского района в отношении Людмилы возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 127 УК РФ. Напомним, что за последний месяц это уже второй раскрытый в Ставрополе случай насильственного удержания человека в условиях, которые нельзя назвать даже сносными. В «Вечернем Ставрополе» от 19 августа в статье «Бабушкамаугли» было рассказано о том, как старушку заперла в квартире соседка, практически не кормила ее и никого к ней не пускала. Сейчас бабушка лежит в больнице, с ней все в порядке. Будем надеяться, что все образуется и у Марины. Только вот данные факты наводят на мысль, что в городе может оказаться еще не одна аналогичная «тюрьма», где держат ни в чем не повинных людей, судя по всему, изза принадлежащей им жилплощади..
Наталья Ардалина.