Сочи: два месяца спустя
Никита ПешковГород Сочи – игрушечный. Такое впечатление появляется, когда на поезде мчишься к вокзалу, и после – во время пешей прогулки или поездки на машине. Аккуратные до невозможности домики и футуристические высотки гостиниц и бизнес-центров, подсвеченные неоном пальмы, новенькие автобусы и яркая плитка на тротуарах – как будто фотошоп, который использовали для создания рекламных открыток, как-то применили в реальности. Сочи сейчас не похож ни на одно место России и выгодно отличается: он является примером того, как город может и должен выглядеть. Сказать, что в Сочи – «как в Европе», будет, может, неуместно ввиду политической обстановки, но отлично подходит понятие «цивилизованный город».
И не получается понять сразу, что лежит в основе ощущения, будто ты попал в параллельную вселенную. Вроде и красивые высотки есть во многих местах, и пальмы на море всегда росли. Но через какое-то время становится ясно: половина этого необычного ощущения исходит от дорог. Качественное, идеально ровное и полностью размеченное полотно асфальта плавно несет меня по городским дорогам, переходящим в мосты и шикарные автобаны, мимо сочинской зелени и морского берега. До этого по таким дорогам приходилось ездить только в обеих столицах, и то, конечно, местами.
Ходить на своих двоих также приятно. О пешеходах, в том числе и с ограниченными возможностями, позаботились не меньше, чем о водителях. Вдоль всех тротуаров проложены специальные рельефные тропинки для слепых, в подземных переходах и на бордюрах обязательно есть пандусы. Невозможно представить, что в нынешнем Сочи рабочие, например, разрыли канаву, уложили трубы, а потом не сделали все, как надо, и грязь разносится во все стороны. Может, в параллельной вселенной, но не тут.
Новые дороги, тротуары и чистота делают приятным занятие, которое всегда было для гостей Сочи одним из главных, – пешие прогулки. Постепенно глаз привыкает к городу и начинает замечать совершенно обычные и давно знакомые вещи: стоящую на перекрестке тонированную в ноль «Приору», тротуарные плитки, которые в дождь превратились в лужи. Вообще, дождь – для любого города разоблачитель изъянов и разрушитель иллюзий. Нынешний Сочи выдерживает это испытание. Пасмурная погода придает приморскому городу особый шарм. Гулять в дождь приятно, особенно если знаешь, что в родном городе вновь лежит снег.
Моё предположение, что на морские курорты стоит ехать не в купальный сезон (или же когда там проходят, например, Олимпийские игры), подтвердилось. По музеям и историческим местам в Питере и Москве можно гулять в любое время года. Сочинские можно обойти за полдня. Однако этот город сам является галереей живых пейзажей. Отдыхает не тело, а глаз и душа. Тот, кому понятен такой способ наслаждения городом, скорее всего, не сможет надолго задержаться в парке «Ривьера», полном обычных аттракционов, каруселей, сувенирных лавочек и громкой музыки. Там будет куда скучнее, чем в бесконечном городском дендрарии или на тихих побережьях.
Сочи в «неплавательный» сезон навевает настроение фильма «Достучаться до небес». Идя у кромки воды, понимаешь, «что на небе – только и разговоров о море», а вместо толп загорающих и плещущихся в волнах людей можно увидеть неспешно прогуливающиеся по бетонным волнорезам парочки или сидящую на лавочке девушку, не отрывающую взгляд от серо-зеленой линии горизонта.
К вечеру тучи отпустили из своего плена солнце, которое покатилось и упало в воду. Море проглотило его, немного успокоилось и на весь следующий день окрасилось в приятную лазурь. Разная погода – и город совершенно разный. В теплый день улочки и набережные наполняются туристами, открываются сувенирные лавки, витрины которых не отличить друг от друга: везде символика прошедшей Олимпиады. Выходят погреться бродячие собаки и коты. То, что я увидел бездомных животных, меня обрадовало. Пугающими были идеи некоторых чиновников избавиться от них перед Олимпиадой. Видимо, решили обойтись без массовых убийств, и коты, и собаки прекрасно уживаются в городе с туристами и местными жителями.
Несмотря на наступившую весну, при желании легко можно оказаться в настоящей зиме. Дорога до Красной Поляны на электропоезде занимает чуть больше часа. Наверное, во время Олимпиады вагоны были забиты болельщиками, но сейчас за восемьдесят рублей можно в одиночку расположиться на шести комфортабельных креслах поезда «Ласточка», вытянуть ноги и всю дорогу любоваться великолепными видами за окном. Дорога долго идет прямо над морским берегом, и путник совмещает два дела, которыми можно заниматься вечно: смотрит на воду и мчится, куда глаза глядят.
«Ласточка» летит плавно и мягко. Вдоль всего пути дорога огорожена металлической сеткой – следы беспрецедентных мер безопасности на Олимпиаде. Диктор на двух языках объявляет остановки на отстроенных заново станциях и огромных красивых вокзалах словно из будущего. Как и все изменения в Сочи, эти плоды цивилизации – наследство Олимпиады.
Море вдоль дороги сменяется горами, а голубое небо – серыми тучами. Поезд привез меня в зиму. На Красной Поляне в середине дня было не очень людно, лишь изредка встречались лыжники и сноубордисты, возвращающиеся со склонов. То, что можно за час переместиться из весны в настоящую зиму, кажется обычным для всех, кто знает географию, но у меня, совершавшего такое путешествие впервые, это вызывало диссонанс. Несмотря на всю привлекательность горных хребтов, подниматься выше на канатке я не стал, а минусовые температуры и ветер, которые нещадно забирали остатки тепла сквозь ветровку, джинсы и кроссовки, погнали на вокзал, чтобы улететь на «Ласточке» назад – к весне и морю.
Добраться до Олимпийского городка, где бурлил котел спортивного праздника, также легко на «Ласточке». Огромный ж.-д. вокзал и улочки рядом сейчас пустынны, иногда там встречаются местные жители, но чаще – рабочие, занимающиеся перестройкой и демонтажом спортивных объектов. К главным стадионам, вроде «Фишта», не пробраться – меня остановили у кордона охранники.
– Нечего там сейчас смотреть, – сказал один из них. – Лучше летом приезжайте.
Олимпиада тихо уходит, навсегда изменив эти места. До сих пор не утихают споры о том, все ли было сделано правильно и качественно. К примеру, в Интернете можно найти полно статей о том, как пострадала экология. Но, к слову, можно найти столько же доказательств, что природа не претерпела особого натиска. Защита окружающей среды давно превратилась в информационное оружие политики.
Сейчас полис Сочи не имеет ничего общего с небольшим провинциальном городком, ассоциировавшимся с шашлычком под коньячок и незатейливым отдыхом. Помните, как поменялся Ставрополь перед эстафетой Олимпийского огня? Чистые улицы, отремонтированные фасады домов... Легко представить, что было сделано в городе, ставшем столицей Олимпиады и принимавшем гостей из сотен стран.
Можно сказать, что эти перемены были вынужденными и иначе было нельзя – вопрос престижа, так что быстрая эволюция происходила под федеральным контролем и стахановскими темпами. Теперь же город под контролем местных властей, и таких целей и стремлений больше, кажется, нет. Но впереди – новая волна туристического сезона. А потом еще одно громкое спортивное событие – гонки «Формула-1». Спустя два месяца после Олимпиады Сочи не растерял своего столичного шарма при компактности и уюте и все ещё может быть примером сбывшейся мечты о комфортном и красивом городе. Лишь бы это было нужно его жителям, а не только гостям Олимпиады.