Соединить знание

Лариса Ракитянская
«Нет, мне не нужно ничего материального, и деньги мне не нужны. Я просто хочу очистить нашу планету от человечества. То, как люди относятся к матушке-природе, вызывает у меня ненависть к ним. Они строят ядовитые заводы, загрязняющие и отравляющие экологию, вырубают много леса. Наша земля медленно и мучительно задыхается. Наука, по которой мы живем, я считаю, неправильная… За деньги люди готовы на все. Достучаться до мертвых сердец невозможно. Поэтому моя мечта – увидеть ядерный взрыв, вслед за которым будут другие, пока вся планета не будет охвачена огнем. До небес поднимется ядерный гриб. Волна от взрыва приблизится ко мне, и я, предвкушая смерть, с упоением смотрю на суетящихся людей, вижу страх в их глазах. Быстрая смерть лучше медленной и мучительной… Может быть, когда-нибудь планета возродится, но это будет другая, новая жизнь». (Из сочинения девятиклассника). Скажете, ну вот, приплыли, дожили... Но, оказывается, ничего страшного – даже наоборот! Прекрасно, что юноша мыслит. И свои знания соединяет с чувством. Причем вполне парадоксальным образом – размышляя о жизни и смерти, ставя перед собой проблемный вопрос: что важнее – ум или доброта... Умный человек изобрел грозное оружие, а если оно попадет в руки злодею, то лучше бы этого изобретения не было. Науку делают люди, обуреваемые страстями, подверженные слабостям. И юноша сознательно отказывается от детской веры в личное бессмертие. А принятие неизбежности смерти заставляет его всерьез задуматься о смысле жизни, о том, как лучше прожить отпущенный ему ограниченный срок. Как соединить интеллект – знание – и чувство? Что важнее - получить в школе «пятерку» по литературе, математике или стать Человеком с большой буквы? Эти вечные вопросы всегда задавали себе учителя и родители. А дети отвечали им отнюдь не в школьные годы, а потом во взрослой жизни. Но пока ребенок учится в школе, чья это задача – вырасти и стать личностью? На эту тему мы беседуем с Инной Рыбалко, заместителем директора по воспитательной работе школы № 22 г. Ставрополя. Кто ты – маг или магл? - Изучение литературы в школе отбивает интерес ребенка к чтению, - говорит Инна Ивановна. - Но в том-то и парадокс: морализация отталкивает подростков, а читательский опыт – вызывает мыслительную деятельность. Вот почему так важно учить читать, приучать ребенка к книге. И, беседуя о прочитанном, не стоит торопиться формулировать какую-то нравственную идею - необходимо постараться усилить переживание от чтения. - Как это сделать? - Программа Регионального центра чтения «Читающий мир», действующего при Ставропольской краевой научной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова, к примеру, имеет такой опыт: здесь работает «Родительский университет». Однажды мы попытались изучить уровень читательской компетентности родителей и их детей. С участием социологов разработали анкету, опросив 250 родителей из разных школ города. Выяснилось, что причиной пассивности чтения около 50 процентов опрошенных назвали другие занятия, увлекающие больше. - Что же мешает увлечь чтением? - Причина кроется в том, что большинство родителей рекомендуют литературу, которую сами читали в детстве. Но меняются времена, изменяются и интересы наших детей. Сегодня они с интересом читают «Гарри Поттера», нравится нам или нет такой выбор. Из этого чтения тоже можно «извлечь» воспитательный момент. Люди в повествовании делятся на магов (волшебников) и маглов (обычных людей). Первые – «не от мира сего», счастливы тем, что имеют, живут в полете, а вторые заботятся о бытовых проблемах, не замечая их приземленности. Такую литературу читать легко, а классика требует особого внимания, труда души. К такому чтению необходимо готовить... ЭИ – это вам не «ай-кью»! А что же это такое – труд души, спросила я Инну Ивановну. - По-научному это называется эмоциональный интеллект, а его не следует путать с комплексом знаний, - говорит Рыбалко. - Потому что эмоциональный интеллект - это понятие, стоящее «на трех китах»: умении понимать эмоции (свои и других людей), выражать и регулировать чувства, привлекать их для решения своих проблем. Именно эмоциональный интеллект позволяет личности чувствовать себя уверенно, не впадать в состояние дискомфорта и помогать в этом окружающим людям. - Понятно. Но как обстоят дела с этим самым ЭИ у наших школьников? - Исследования эмоционального интеллекта учащихся сельских и городских школ показали, что уровень его снижается в 7 - 10 классах, слегка поднимается к концу 11 класса. - И что делать учителю? - Быть авторитетом! Сегодня среди педагогов идёт спор: что первично – воздействие или взаимодействие. Без взаимодействия не будет воздействия, а значит - просто надо жить одной жизнью с нашими детьми, дышать с ними одним воздухом. Вот вам пример. Семиклассница буднично заявляет о том, что была в Эрмитаже, и ей там не очень понравилось. Да, есть множество новых впечатлений, связанных с поездкой: разводные мосты, виды с набережной, Петропавловская крепость и т.д. Но девочка была морально не готова к восприятию искусства. По-иному произошла встреча с экспонатами Эрмитажа в родном Ставрополе, когда экскурсия прошла с установкой на поиск парадоксов в увиденном. Отклик был живым и непосредственным. Парадоксальное сочетание антисюжетов и реальных исторических образов поразило учеников, даже не умеющих выразить свои впечатления в слове (это несущественно). Так что говорить об «экономии психических сил» здесь просто неуместно. Нужно, чтобы ребенок пережил эмоциональное потрясение, из которого рождается ценностное отношение к миру, людям и самому себе. Или другой пример. Игорь К. - один из многих учеников. Был ли он когда-нибудь веселым, реализовывал ли свои способности и свой личный опыт – выяснилось в процессе совместной творческой деятельности. Задания ученик выполнял редко, книг не читал, но возможность диалога возникла, когда он написал рассказ о соседе, которого стоило осудить, как поступает большинство современников (попал в места лишения свободы, не смог найти работу, потерял жену, оказался одиноким). Осуждения у парня не получилось, скорее - сочувствие и обвинение общества: не помогли, не поддержали, отстранились. Статья с сочинением Игоря в газете обернулась потребностью мальчика в саморазвитии. Предмет души Понимание внутреннего мира, интимного «я» подростка, его личностной системы ценностей - это не просто педагогическая задача. Предпосылкой такого понимания является уважение к другому человеку, готовность принять его и его мир как некоторую автономную, независимую «от меня» реальность, убеждена Инна Рыбалко. - Сколько «неловких душ» вокруг! - говорит Инна Ивановна словами С.Есенина. - Им без нашей помощи не раскрыться, не состояться. Не это ли причина того, что рядом с нами одинокие люди, несложившиеся судьбы? Так что «предмет души» - предмет каждого учителя, потому что образование – это возможность становления личности. Любовь к природе, осознание себя частицей мира, Вселенной подразумевает не поиск особенной красоты в ней, а видение в обыденных привычных картинах особенностей, дорогих сердцу... Педагогический опыт учителя словно подтверждает еще одна цитата из школьного сочинения: «Смотрю в окно и думаю о том, как жизнь бывает несправедлива к людям, какие приносит сюрпризы. Судьба ли это? На мою долю выпала сложная жизнь. Живу с неуравновешенным дедом, бабушка в психбольнице, мама живет на Украине, а я предоставлен сам себе, что совсем не радует. Не очень приятная штука – жизнь, мало в ней хорошего»... Эти сочинения единичны, но они, к сожалению, существуют - состояние депрессии не имеет возрастных ограничений. Вот почему так важно воспитывать в детях эмоциональный интеллект. Именно воспитывать, а не вбивать в душу заунывными «особенностями образа героя». Только так в нашем школьном образовании останется эта мудрая сила - чуткий, тактичный и умный учитель – математик, биолог, историк, химик – кто угодно! И от его доверия, открытости, готовности к диалогу зависит нажитый в школе позитивный личностный опыт, даже если сегодня он для ученика беспросветно безрадостен...

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление