Современная школа – это конвейер...
О новых ФГОС и реформах
5 сентября в ходе видеоинтервью, приуроченного к началу учебного года, председатель жюри конкура «Директор школы – 2011», главный редактор журнала «Директор школы» профессор К. М. Ушаков ответил на вопросы журналистов, директоров, педагогов и учеников. Он поделился своим мнением о качестве образования, о том, решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему и принесут ли реформы позитивные перемены в нашу школу.
К. М. Ушаков также рассказал, почему стоит защищать всех участников образовательного процесса друг от друга, есть ли шанс на выживание у малокомплектных сельских школ и что бы он сам сделал, если бы стал министром образования.
Индустриальная модель опасна!
Значительная часть вопросов касалась многочисленных реформ, которые пока не принесли явных улучшений в жизни школы. Эксперт видит одну из главных причин этого в модели современной школы: «Та модель школы, которую мы сегодня построили – это то, что можно назвать индустриальной моделью». Современная школа похожа на конвейер, где ребенка, начиная с первого класса, передают от одного специалиста другому, а на выходе ребенок проходит через отдел технического контроля – через ЕГЭ.
Опасность такой системы, по мнению эксперта, в том, что она приводит к узкой специализации всех участников образовательного процесса. «Конвейер не допускает отклонений от нормы. На конвейере никто не работает с бракованной деталью, ее просто выбрасывают, – делится опасениями Ушаков. – А на школьном конвейере учителя и дети, которые не соответствуют некоторой стандартизованной норме и нарушают работу механизма, – их пытаются с этого конвейера убрать».
По мнению эксперта, узкая специализация грозит тем, что педагоги становятся исполнителями отдельных операций механизма, но при этом не видят целостную картину и конечный результат всей деятельности. Что касается учеников, то «сужение культурных возможностей ребенка, «приговор» к той или иной специализации на всю жизнь, потом ему очень дорого обойдется, да и всем нам в целом».
«От кого защищать
и кого защищать?»
Одним из самых популярных вопросов стала защита всех участников образовательного процесса. «От кого защищать и кого защищать? Школу от руководства? Детей от учителей? Детей от сверстников? Учителей от директоров? Директоров от учителей? Всех ото всех? – говорил Ушаков. – Большое количество вопросов о защите различных групп говорит о том, что все, на самом деле, против всех.
Это - диагноз низкого социального капитала отрасли, и во многом - причина того кризиса, в котором мы находимся. Это глобальное недоверие всех ко всем».
Реформы еще впереди
Отвечая на вопрос о качестве образования, Константин Михайлович выделил два основных фактора, от которых оно зависит, – это преподавание и руководство. «Если мы будем говорить, от чего зависит качество, совершенно понятно, что есть две ключевые фигуры. Это учитель и директор. Все реформы, которые до сих пор проходили, не касались процесса преподавания. С этой точки зрения, реформы в области образования еще впереди», – отметил Ушаков.
Касаясь проблемы малокомплектных сельских школ, их перспектив, возможности перехода на бюджетное или автономное финансирование, Ушаков высказал мнение, что перспективы у сельских школ есть. Но проблема таких учебных заведений – в оттоке населения из села. «Мы теряем территории не в результате военных действий, а в результате совершенно определенной политики, в том числе и в образовании».
«Неприличная» зарплата
Один из наиболее болезненных для руководителей школ вопрос – кадровый состав и привлечение молодых специалистов в школу. По мнению К. М. Ушакова, даже прибавка к заработной плате кардинально ничего не решит. «Заработная плата, несмотря на ее совершенно неприличный уровень, все равно не решает всех проблем, которые стоят перед вашей школой, – сказал Ушаков. – Дело не только в уровне оплаты. Человек, кроме денег, хочет получать еще и удовлетворение от работы, а это во многом зависит от той среды, которую вы создали, и от тех способов реализации на работе, которые вы предоставляете».
Нужна передышка
Среди поступивших вопросов был и следующий: «Представьте, что Вас назначили министром образования Российской Федерации и наделили Вас неограниченными полномочиями. Что бы Вы сделали в первую очередь?». «Если бы я стал министром, я бы предложил год без всяких инициатив», – ответил К. М. Ушаков.
Кроме того, в ходе видеоинтервью была объявлена дата финальных мероприятий Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011»: они будут проходить в Москве с 22 по 24 ноября 2011 года.
Полная версия видеоинтервью, а также аудиоверсия и текстовая расшифровка доступны по адресу: http://konkurs.direktor.ru/interview.htm
Подготовила
Лариса РАКИТЯНСКАЯ.