Современный феодализм. Захватчики Ботаники послали закон на три буквы
После публикации в нашей газете расследования под заголовком «Ботаника у каждого своя» («Вечерний Ставрополь», № 65 от 2 апреля 2008 г.) в редакцию позвонило множество читателей. Были слова поддержки, благодарности за журналистскую позицию, но были и претензии: про этот лес написали, а про наш случай забыли… Не забыли! За прошедшие полтора месяца на страницах «Вечерки» появилось несколько критических материалов, посвященных теме городской застройки. Не обошлось и без угроз. Разумеется, анонимных. У кого-то так и чешутся руки набрать мой домашний телефонный номер. Ну что ж, эмоции - признак слабости. Но в основном звонили приличные люди и в основном по делу, на работу. Спрашивали: что дальше? Как развиваются события? Что решил суд? Была ли реакция официальных лиц? Почему в статье упомянута только одна фирма? Почему не названы другие имена? Неужели в этой истории замешаны такие большие деньги? Кто подсчитывал стоимость земли?
В общем, вопросов хватало. Действительно, к теме захвата земли и угрозы вырубки двадцати гектаров леса пора вернуться. Потому что картина, несмотря на определенный прогресс, пока не дает повода успокаиваться. Против строительства жилого микрорайона на месте лесного массива выступили жители Ботаники, прокуратура Промышленного района, прокуратура края. Категорически выступает против какого-либо строительства законный собственник земли – потребительское общество «Ставропольские парки культуры и отдыха». Против посягательств на лес выступила новая команда городских властей, отменившая ранее изданные постановления о выделении земельных участков.
Наконец, фактами, изложенными в нашей апрельской публикации, озаботились депутаты-«единороссы» Государственной Думы России. Первый заместитель председателя думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Капков уже направил депутатский запрос прокурору Ставропольского края с просьбой дать правовую оценку фактов выделения земель парка Победы под многоэтажную застройку, нарушающих права жителей близлежащих домов.
Однако если говорить о реакции бизнесменов, считающих, что они купили (приобрели, узаконили, получили – как угодно) городской лес – то никакой реакции, в сущности, не последовало. По крайней мере, публичной.
Кстати, убытки ПО «Ставропольские парки культуры и отдыха» почему-то никого по большому счету не интересуют. А кто занимается содержанием леса? Расходы на выращивание, содержание, санитарный уход и охрану несет парковое предприятие, которому, между прочим, деревья принадлежат на праве собственности. Только прибыли они не приносят, даже, наоборот, как мы убедились, мешают кое-кому крепко подзаработать.
Минюсте, никем не оспорено, не отменено, не признано недействительным. А то, что земля обременена правами третьих лиц (в данном случае – СПКиО) - суд решил, что это опровергается одним из пунктов в изданных постановлениях. В общем, все, о чем говорится в спорном документе, доказывается этим же документом. Круг замкнулся.
Есть такой термин: правовой нигилизм. К нашей ситуации подходит несколько другой термин. Все, что сделали судьи в данном случае, я бы назвал правовым цинизмом. Потому что подогнать под вроде бы правосудное решение можно, по-видимому, любую ситуацию.
«Отсутствуют доказательства того, что это земли лесного фонда и поставлены на кадастровый учет». Ну и ну! И паспорт земельного участка имеется, и межевое дело, и кадастровое дело, и кадастровые планы. И все эти документы говорят о том, что спорная территория – это земля парка.
Именно это признал Арбитражный суд, который в своем решении также указал, что спорный земельный участок занят многолетними растениями, составляющими структуру лесного массива парка Победы, который используется населением, жителями города для прогулок и занятий спортом. Речь идет о точно таком же соседнем участке, только поменьше. Вообще вся спорная земля — это один большой участок между объездной дорогой и площадью 200-летия, на котором тихо себе произрастает лес на большой территории. А кто уж его разделил — это, как говорится, его проблемы. «Выданные правоустанавливающие документы на указанный земельный участок никем не оспорены и имеют юридическую силу» - ставит все точки над «и» руководитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю К. Зазирний.
В арбитраже представитель управления по кадастрам полностью поддержал позицию парков и заявил, что в результате передачи земельного участка в аренду фактически произведено изъятие земельного участка ПО «СПКиО», в то время как законный порядок этого изъятия не соблюден. В другой судебный процесс, пока закончившийся в пользу потенциального застройщика, надо понимать, представителя управления не приглашали.
По мнению экспертов из ООО «Бизнес-Константа», вероятная рыночная стоимость земельного участка площадью 12 гектаров в границах лесного массива в районе Ботаники составляет 418 миллионов 898 тысяч рублей. Сами эксперты относятся к этой цифре весьма осторожно, ведь это так называемый «средневзвешенный результат», выведенный исходя из цены схожих участков, расположенных в непосредственный близости от оцениваемого. А гектарами у нас разбрасываются не так уж часто, поэтому сравнительные расчеты проводились на основании участков, отданных под индивидуальное жилищное строительство (от 6 до 30 соток). Согласитесь, что частный дом построить и 17-этажную «свечку» - вовсе не одно и то же! Миллионы рублей или сотни миллионов – есть разница? На мой взгляд, можно утверждать, что два земельных участка, за которые борется госпожа Балакирева, исчисляются миллиардами рублей. Есть за что бороться, не правда ли?
Итак, общая картина ясна. Что в итоге? На президиум Ставропольского краевого суда, можно сказать, смотрят тысячи глаз. Каким будет решение по земле, незаконно предоставленной в распоряжение Ирины Балакиревой, таким, скорее всего, будет и решение по всему лесу. Ведь сейчас остальные липовые владельцы сидят и ждут, чем дело кончится. Создать правовой прецедент, узаконивающий рейдерский захват в центре Ставрополя — значит узаконить тропинку, по которой с удовольствием потопают все остальные. И тогда Бог его знает, во что все это выльется.
Что я предлагаю всем, кто по разным причинам оказался замешан в захват земли? Отступить и отстать от леса. Навсегда. Понимаю, что не хочется. Но нужно понять, что другого выхода просто нет. «Под шумок» целый лес не вырубить. Даже по кусочкам – уже не получится. Да, строительство «Гарден-сити» пропустили и проморгали. Но раз уж этот «учебно-спортивно-оздоровительный комплекс с жилыми помещениями» (ничего себе помещения, три 17-этажки!) построили – что ж, не сносить же его. Но хотя бы сидите за своим забором и не высовывайтесь. А то оттуда то фекалии текут в лес, то мусор выбрасывается, то земля вывозится. Перестаньте наглеть, и все наладится. Вот только, если честно, в скорый благополучный исход пока верится с трудом. Очень уж соблазнительное это дело — получить задарма кусок земли, сулящий огромную прибыль.
Как известно, феодализм - это общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю и эксплуатация ими крестьянского труда. Пошли войной, захватили, поставили забор – и никто, и ничто нас больше не волнует! А крестьян набрать? Да все еще впереди...