Совсем скоро хор «Казачья вольница» отметит свое 15-летие.

Наталья Буняева

Совсем скоро хор «Казачья вольница» отметит свое  15-летие.

Собрались как-то казачьи жены: «А что? Казаки вон возрождаются! Мы-то чем хуже? На конях скакать не будем, шашками махать тоже не будем, а вот петь — с превеликой охотой и радостью!».
Наверное, так и решили Нелли Воронина и Нина Светличная, собирая коллектив. С них-то и началась «Вольница». Собрались  около 20 человек, желающих петь в  коллективе.   Все началось с «любо!», традиционного одобрения на Большом казачьем круге. Особенно помогал атаман и большой любитель казачьих песен Виктор Николаевич Аксенов. Он и с костюмами первыми помог. Удались костюмы на славу: великолепные шарфы украшали платья, а «кубаночки» - этакие «сестры» мужских головных уборов -  украшали головы наших казачек! Маршировали еще как, в кубанках-то! Впрочем, были в хоре и казаки, но как-то так сложилось, что в конце концов женщины устроили натуральную «бабовщину»: один ушел за пьянку, другой с ним за компанию, третьему — скучно с бабами, кто-то интриганом оказался... Короче, с середины девяностых — в ансамбле только дамское большинство: им так удобнее. В меньшинстве разве что музыкальный руководитель — Андрей Петрович Абрамов. «Один я у вас тут казачий невольник...» - смеясь, сетует «гармонист». А ведь  он нам известен еще и как дирижер симфонического оркестра краевой филармонии. Так что все, кто ранее видел только со спины красавца дирижера с палочкой, теперь знайте: это он  на баяне так играет, что ноги сами в пляс идут! А казачий перепляс — это все равно, что атака. На серость, на тоску и на врага, если угодно...
 Участницы хора рассказывали, как в свое время пришлось им дать великое множество концертов для наших солдат-пограничников. Вот уж налетались на вертолетах! «Он туда-сюда наклоняется. Выше, выше летит! А мы — хором песни поем! И с нами всякие чиновники и военные  летят...». Думаю, что лица у чиновников и военных  были бледноваты после таких перелетов: бабам-то не скажешь, что не очень как-то комфортно. Неловко при них слабину давать... А они запевают: «Не для меня придет весна».  Зато сколько радости на земле было, когда наши солдатики видели не столько артисток, сколько мам родных, вот так нежданно «залетевших» на заставу.
 Вряд ли и сейчас хоть одно городское мероприятие обойдется без выступления «Казачьей вольницы». Хоть городской праздник, хоть праздник отдельно взятой улицы или микрорайона... А  уж друг для друга — да что угодно: участники ансамбля давным-давно живут одной семьей: вместе  праздники отмечают, вместе грустят, если, не дай Бог, какая беда приключится... А уж свадьбы — святое дело: даже мамы новобрачных не освобождаются от песен! И современных, и обрядовых, старинных... Кое-кто, поняв, что так можно отойти от традиционной свадьбы с пьяным застольем, сам ищет встречу с казачками: приходите, украсьте праздник!.. «Мы своих детей женим под свои песни!»
 Это все, что называется, рабочие будни, хоть и работают наши героини кто где: есть и бухгалтер, есть и ученый, есть и воспитатель детского сада, и пенсионерки есть. Радостные такие пенсионерки, смотреть любо-дорого! Репертуар огромнейший: песни и собирают, и, бывает, вспоминают: «А вот бабушка еще пела...» Кто-то одну строчку вспомнил, кто-то другую. Так и «собирают» песню, как бусы, нанизывают на нить. Вовсю поют песни наших, ставропольских, композиторов! А уж если случается, что надо бы самим что-то придумать, так тут музыкальный руководитель вот, рядом: он и композитор, он и аранжировщик... Тут вообще — много чего по ранжиру. На репетициях становятся строго «по голосам»: «верхи» - самые высокие — по краям и в середине. Они окрашивают «колокольчиками» общее исполнение. Их шесть: Надежда Агапова, Наталья Строганова, Тамара Быкадорова, Юлия Федотова, Елена Маркина, Людмила Голдобина. «Вторые» голоса, те, что ведут «партию» — Нина Светличная и Роза Тарасова. А самый что ни на есть фундамент — низкие голоса, альты, украшение хора — Нелли Воронина, Валентина Агапова, Людмила Сапункова...  Кроме голосов есть и музыкальные инструменты, без которых никогда, ни в какие времена не обходились казаки: бубен и трещотки. Вообще, что касается бубна — в старину свадьбу могли отменить, если вдруг бубен терялся... Или отсрочить, пока не найдут. Такой вот инструмент интересный.
Спевка, она же репетиция  хора, — это вообще некое действо: собрались, посидели. Отдохнули пяток минут от улицы... А потом — улица не знает, куда деваться: хор буквально останавливает народ, потому что слышно далеко — голосистые все!  Было время, когда всей этой «Вольнице» особенно голову-то преклонить негде было: то зала нет, то места мало. Навстречу пошла администрация Октябрьского района — для репетиционной базы хору выделено помещение совета микрорайона №11. Наталья Михайловна Козина, председатель совета и радушная хозяйка маленького помещения (но со сценой), не нарадуется: «Они мне тут два дня песни поют, и как потом хорошо работается всю неделю...».
 Вообще-то казаки песни не поют, они их «играют». И когда выходят «играть» перед публикой, редко увидишь равнодушного зрителя. Кто-то грустит под «Ивушку», кто-то приплясывает под строевую казачью... И такие поют, хоть и сменили уже давно папахи на  красивые «женские» уборы. Да и костюмы теперь яркие — синие, как небо в предутренние часы...
 Роза Владимировна Тарасова  уверена: «Пока мы вместе — мы одна душа! Бывает, что придешь домой вечером, уставшая, есть хочется, дома работы полно... Мужики где душу отводят? Правильно, на футболе! Накричатся, наорутся, ногами натопают... Ну или какой еще там вид спорта, или споров, или уж в конце концов вечерний сон на диване... А мы — на  репетицию! Вот где простор для выхода энергии! Тут тебе и новая песня, тут и наш музрук может  разъяснить, что петь надо, а не орать, тут и подружки... И здорово все так! Куда усталость девается? А уж если концерт... Да приходите, сами все увидите!»

Фото Александра Плотникова.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление