Создадут ли тарифы конкуренцию?
Тамара КоркинаВ комитете городского хозяйства прошла пресс-конференция, посвященная организации и развитию городского пассажирского транспорта. Вел ее первый заместитель руководителя этого ведомства Роман Марченко.
Возможный предстоящий…
Поначалу цель его встречи с журналистами была более узкой, нежели развернувшийся затем полуторачасовой разговор. Руководитель городской транспортной отрасли хотел всего лишь дать разъяснение о «возможном предстоящем повышении тарифов» на проезд в маршрутных такси и троллейбусах. Необходимость эта возникла потому, что СМИ уже взволновали народ, сообщив о повышении стоимости проезда в маршрутке до 15 рублей. Цифра эта всплыла в ходе недавней встречи представителей СМИ с вице-мэром города Игорем Бестужим. Отвечая на вопрос о судьбе троллейбусного предприятия, Игорь Александрович упомянул о конкуренции и о нынешних тарифах на перевозки. Разница всего в два рубля между проездом в маршрутке и троллейбусе сплошь и рядом оставляет последнего без пассажиров. Вот тогда и прозвучало, что в сложившейся ситуации проезд в маршрутке должен стоить рублей 15. Люди заволновались — действительно ли тариф будет таким, с какого времени он будет введен?
Выходили, но РТК не утвердила
Начав пресс-конференцию, Роман Марченко напомнил нынешние тарифы - 12 рублей за проезд в маршрутке и 11 — в автобусах и троллейбусах. Реально электроперевозчик возит горожан за 10 рублей, поскольку рубль ему доплачивает городской бюджет, чтобы помочь совсем уж не рухнуть.
Журналисты узнали, что еще два года назад город подавал расчеты на более высокие тарифы. Но их не утвердила Региональная тарифная комиссия, предложившая за полгода более детально промониторить ситуацию с пассажирскими потоками и вообще с транспортом и представить ей экономически выверенные результаты.
В результате сегодня, подчеркнул Р. Марченко, сложилось несоответствие установленных тарифов и себестоимости перевозок, что влечет убыток транспортным предприятиям. А себестоимость одной поездки на сегодняшний день — 16,74 рубля в троллейбусе, 16,86 — маршрутках.
Сравним: в одном - содержание подстанций, контактных сетей, опор, депо с мастерскими, большого обслуживающего коллектива - и маленькой машины с одним водителем. Разве цифры могут быть сопоставимы - расходы-то явно разные! Администрация города в конце июля подала на рассмотрение в Региональную тарифную комиссию такие цифры: 16 рублей на поездку в маршрутном такси и 14 рублей — в троллейбусе. Автобусы пока будут работать с прежним тарифом — 11 рублей.
Р. Марченко подчеркнул, что цифры повышения стоимости проезда согласованы с министерством промышленности и транспорта края. А согласится ли с ними Региональная тарифная комиссия - покажет время.
А как народ?
Для чего город настаивает на повышении тарифов? Да для того, чтобы развить конкуренцию между транспортными средствами. Тариф в комфортном скоростном транспорте (речь о маршрутках) несомненно должен быть выше, чем в менее скоростном. И нормально, подчеркнул главный транспортник, если проезд в маршрутке будет стоить на три-четыре рубля больше. Сейчас при разнице в два рубля троллейбус явно проигрывает. Что касается 14 рублей за проезд в нем, то горожанин выложит всего 11 рублей, а три рубля будет опять-таки доплачивать бюджет. Словом, главная цель повышения тарифов — сохранение троллейбусного предприятия.
Журналисты, в большинстве своем из того самого пассажиропотока, единодушно усомнились: вместо того, чтобы четко, цивилизованно организовать пассажирские перевозки в городе, не создаете ли вы наилучшие условия для маршруток?
Роман Алексеевич возразил: если проезд в маршрутке будет стоить 15—16 рублей, то горожане непременно пересядут на муниципальный транспорт. Вон, в Новороссийске: когда цена проезда в маршрутке и троллейбусе была одинаковой — 10 рублей, электроперевозчик обанкротился. А потом сделали 14 и 10, и троллейбус ожил.
Тут и журналисты оживились: все бы ничего, но что делать с жителями окраин города, которые могут выехать на работу или в центр только на маршрутке? Захотят ли они понять благородную цель — оживить троллейбусное предприятие за их счет? Сейчас озвучивается такая цифра: ежедневно маршрутки перевозят 53 процента пассажиров, 32 процента приходится на автобусы. При таком монополизме юрких машинок малой вместимости у горожан разве есть выбор? Десятки маршрутов на окраины вообще обслуживаются только «газелями». Почему одни горожане будут передвигаться с дотацией города, а другие — дотируя троллейбусное предприятие?
Несложные подсчеты: семье из трех-четырех человек выехать туда и обратно, ребенка в музыкальную или спортивную школу отправить — да тут хоть сразу кошелек маршрутчикам отдавай!
Если повышение тарифов и есть решение пассажирской транспортной проблемы, то оно - вымученное, непрофессиональное и абсолютно тупиковое. Роман Алексеевич оборонялся, конечно:
— У нас есть еще вариант — в перспективе проведение конкурса с оптимизацией маршрутной сети. В некоторых районах будет введен транспорт большой вместимости.
Вот когда все будет — и профессиональная организация движения пассажирского транспорта в городе, и машины большой вместимости, и равные права и возможности у всех горожан, — тогда и о конкуренции подумать можно. А пока ее нет и в ближайшей перпективе, к сожалению, не видно.