Созидатель и законодатель
.В книге рекордов Ставропольского края – если таковая будет составлена – Юрий Афанасьевич Гонтарь займет достойное место. И неспроста: он единственный шесть раз подряд избирался депутатом краевой Думы. Да, собственно, вся история этого законодательного органа власти неразрывно связана с именем Гонтаря, который и сейчас возглавляет самую многочисленную в Думе фракцию партии «Единая Россия», а также – комитет по казачеству, безопасности, межпарламентским связям и общественным объединениям.
Юрий Афанасьевич только что отметил свой 70-летний юбилей, что стало хорошим и добрым поводом для интервью газете «Вечерний Ставрополь».
– Юрий Афанасьевич, Вашу жизнь можно условно разделить на три этапа: станичное детство, работа в Нефтекумске и, наконец, законотворческая деятельность в краевой Думе. Думается, в детстве вряд ли Вы мечтали о депутатской стезе...
– Нет, конечно. Станичный парень, я до окончания школы нигде и не бывал, кроме станицы. Разве что пешком ходил в Моздок к дяде. Я и слова «архитектура» тогда не знал.
Собирался стать военным летчиком, хотел летать только на истребителе-перехватчике. Но в училище не поступил, оказался в Элистинском авиаотряде, где готовился к профессии летчика. Но выдали мне направление в вертолетчики. Отказался. И поступил в институт инженеров городского хозяйства на факультет гражданского и промышленного строительства. Там уже выбрал своей специальностью архитектуру.
– Не жалеете?
– Не жалею. Строительство стало любимым делом... Приехал в Нефтекумск. Климат суровый, вокруг полупустыни, суховеи, песчаные бури. Но было интересно работать, на те годы пришелся пик строительства города. Тогда ведь думали, что по объемам добычи нефти обгоним Тюмень...
– Вам довелось стать универсалом в своей профессии. Вы строили и жилье, и промышленные объекты, и нефтепроводы. Разработали генеральный план застройки Нефтекумска. Логично, что Вам доверили руководство Нефтекумском, а затем и всем районом...
– Проблем всегда было много. Но был и немалый масштаб. Мы одновременно строили по пять-шесть многоэтажных домов. Застраивали целые кварталы.
Помимо города наши строительные подразделения создавали нефтяную промышленность Ставрополья. Самые крупные объекты «Ставропольнефтегаза» строились силами нашего треста, безусловно, и до меня, и в период моей работы. Я очень горжусь тем, что причастен к строительству города Нефтекумска с «нуля» и к созданию нефтяной отрасли края. Помню практически всех первооткрывателей ставропольской нефти и первопроходцев! Низкий им поклон!..
Семнадцать лет отдал я работе в исполнительных органах власти. Учился преодолевать трудности, набирался опыта. Никогда не забуду урок, который мне преподал мудрый Иван Тихонович Таранов, тогда председатель крайисполкома. Только возглавил район - вызывают в край на совещание. Тема – выполнение плана по молоку. Посмотрел отчет, у нас выполнение лучше, чем у многих других, – 99,8 процента. Подумал, критиковать не будут. Но Иван Тихонович меня первым на трибуну вызвал и отругал, как говорится, по полной. Вы, сказал, должны во все вникать, все контролировать, и тогда план будет выполняться полностью. Урок на всю жизнь: нет мелочей, все надо доводить до конца.
– Какие годы были наиболее сложными?
– В августе 1991 года, ГКЧП забросал телеграммами: за неисполнение решений вам грозит наказание вплоть до высшей меры. Собрал замов: ГКЧП не признаем, кто остается? Все остались...
А 1992 год. Цены отпустили. Они сразу же подскочили в разы. Это было тяжелейшее время, тем более в маленьком городке. Нефтяники, люди организованные, выходили на площадь. Я выходил к ним. Разговоры шли жаркие, однажды рукав моей дубленки – первой в жизни! – оторвали.
Пытался удержать ситуацию, делал, как сейчас понимаю, утопические шаги: полгода из бюджета дотировал цены на хлеб и молоко, на что ушел весь бюджет района. От безысходности позвонил губернатору Евгению Семеновичу Кузнецову. Прошу, дайте денег. Он ответил, как отрезал: денег не дам. У него тогда на рабочем столе табличка стояла знаменитая: «Денег нет. Курить можно». Край, конечно, поддерживал, как мог, в основном морально. Но денег и в крае не хватало.
– Мне видится, тем не менее, что Ваши действия, которые вы назвали утопическими, все-таки помогли людям пережить самые первые шоковые месяцы.
– Тогда же казалось, что кризис ненадолго. Но случилось по-иному. Вспомните, выплату пенсий задерживали на два-три месяца. Кредиты для села банки выдавали под 240 процентов. Мы радовались, когда удавалось убедить банкиров до 210 процентов снизить ставку. Брали кредиты, чтобы весенние работы провести, чтобы урожай собрать. К тому же на востоке края осложнились межнациональные отношения, поднял голову криминалитет. Словом, трудные были времена.
– Как Вы решились баллотироваться в краевые депутаты? Почему?
– Тогда, в первый созыв, сразу одиннадцать глав городов и районов были избраны депутатами. Каждый шел в Думу пробивать решение проблем своих территорий. И я в том числе: рассчитывал, что депутатские полномочия позволят мне на краевом уровне отстаивать интересы восточных районов, Нефтекумского в первую очередь. Даже не мыслил себе, что доведется перейти на работу в Ставрополь. Но так случилось, что меня убедили стать заместителем председателя Думы. Пришлось, помимо выполнения наказов избирателей, быстро осваивать законотворческую деятельность.
– Как Вы сейчас, с высоты огромного опыта думской работы, оцениваете первые шаги новой законодательной ветви власти нашего края?
– Первый созыв, 1994-1995 годы, я бы назвал периодом романтизма в региональном законодательстве. Проблем в крае было множество, но ничего не было урегулировано нормативными и правовыми актами. Работали в режиме пожарной команды.
Тогда же случилась трагедия в Буденновске. Был там с первых часов и до конца. Организовывал работу гражданского штаба, который в экстремальной ситуации обеспечивал жизнедеятельность города...
Прямо говоря, в середине девяностых мы боролись за выживаемость края, за его безопасность.
Во втором созыве много внимания уделяли приведению региональных законов в соответствие с федеральным законодательством, исправлению прежних ошибок. Ну а в третьем созыве, когда мне доверили возглавить краевую Думу, мы уже пошли, так сказать, по экономике. Занялись налоговой политикой, проблемами миграции и межнациональных отношений, созданием местного самоуправления.
– Тогда много копий было сломано вокруг краевых законов, призванных защитить население края от внешних воздействий...
– Я был активным инициатором законов «О пресечении незаконной миграции в Ставропольский край» и «О порядке пребывания и проживания в Ставропольском крае». Проблема заключалась в том, что на Ставрополье хлынул поток иммигрантов – по разным оценкам, от 200 до 240 тысяч человек. Неконтролируемая миграция размывала правовое пространство, угрожала безопасности людей. И мы пошли на решительные шаги, законодательно обязав мигрантов получать разрешение у местных властей на проживание в крае. Некоторое время этот закон продержался, но затем мы вынуждены были от него отказаться. Нам поставили в упрек нарушение прав переселенцев. Но мы исходили из защиты прав и интересов местных жителей. Ведь не хватало детских садов, школ, лечебных учреждений, рабочих мест.
– Сейчас порой мы стали забывать, какие трудности пришлось пережить в те самые лихие девяностые...
– Сегодняшняя ситуация, при всех возникших проблемах, своей общественно-политической стабильностью позволяет краевой Думе работать системно, занимаясь наиболее актуальными проблемами Ставрополья. И многое удается. Скажем, в моем родном Курском районе, от которого я избирался в краевую Думу, нам удалось полностью решить проблему газификации. А совсем недавно ее уровень составлял около 70 процентов.
Строятся школы, детские сады, учреждения здравоохранения. Развивается экономика края. Свою лепту в это вносит и краевая Дума.
– Юрий Афанасьевич, мы присоединяемся к поздравлениям в Ваш адрес!
– Я сегодня на рабочем столе увидел поздравления от многих известных людей России и земляков. Это и есть признание...
Михаил Дружинин.
Ю. Гонтарь родился 30 июля 1947 года в станице Галюгаевской Курского района. Окончил Волгоградский институт инженеров городского хозяйства, по специальности – инженер-строитель. После специализации в Московском архитектурном институте получил квалификацию архитектора.
Почти четверть века биография Ю. Гонтаря связана с городом Нефтекумском. Здесь он прошел путь от мастера до заместителя управляющего трестом, работал главным архитектором города. В 1981 году избран председателем Нефтекумского горисполкома, после этого – председателем Нефтекумского райисполкома. В 1991 году назначен главой администрации Нефтекумского района.
В 1994 году удостоен звания «Заслуженный строитель Российской Федерации».
В том же году избран депутатом краевой Думы первого созыва, где стал заместителем председателя. С этого времени неизменно избирается ее депутатом. Три созыва работал заместителем председателя Думы, в третьем созыве являлся ее председателем.
Награжден орденом РФ «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почетным Знаком Госдумы РФ «За развитие парламентаризма», медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», а также тремя высшими орденами Русской Православной Церкви. Почетный гражданин Нефтекумского и Курского районов.
Кандидат экономических наук.
Накануне своего юбилея Ю. Гонтарь постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ награжден Почетным Знаком «За заслуги в развитии парламентаризма в РФ», а митрополит Кирилл вручил юбиляру «Ставропольский крест» II степени за заслуги перед Ставропольской епархией.