Спасателям звонят и пострадавшие, и маньяки
Наталья АрдалинаТакие вот шуточки практически отнимают у людей, действительно нуждающихся в помощи спасателей, надежду дозвониться. Диспетчеры подсчитали количество звонков - их оказалось более 800 за один час. К счастью, эта напасть длилась недолго - 3 - 4 дня. Но телефонных шутников у нас немало. То бомбу 'подложат', то решат сорвать свою злость на ни в чем не повинных диспетчерах. Попадаются и телефонные сексуальные маньяки.
Разбираться с телефонными 'террористами', с одной стороны, сложнее - не отреагировать на вызов нельзя: даже если он заведомо ложный, спасатели обязаны оповестить все экстренные службы, эвакуировать людей и провести розыскные мероприятия. С другой стороны - за такие шуточки серьезно наказывают. А вот с теми, кто позвонил и нецензурно обругал диспетчера, причем не по какому-то конкретному поводу, а просто так, потому что плохое настроение, поделать практически ничего нельзя. По словам директора МУ 'Служба спасения' Александра Епифанова, иногда один и тот же человек звонит несколько раз подряд. А диспетчер не имеет права не брать трубку - вдруг там действительно беда у человека. До сих пор в Ставрополе был наказан только один из злостных телефонных хулиганов (не 'террористов', которые 'закладывают' бомбы) - ему на некоторое время отключили телефон.
А проблем у Службы спасения и без этого хватает. Так, ее подразделения разбросаны по трем местам, находящимся в разных концах города, не все службы подключены к единой диспетчерской сети, спасательное и компьютерное оборудование постепенно устаревает, а взять новое неоткуда. Естественно, все это влияет на работу спасателей не в лучшую сторону. О перспективах, проблемах и задачах Службы спасения мы попросили рассказать ее директора Александра Епифанова.
- Александр Максимович, единая диспетчерская информационная система работает в городе уже довольно давно - с 1998 года. Но до сих пор к ней не подключены большинство служб - ни 'Скорая помощь', ни горгаз, ни теплосеть, ни ГИБДД. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию?
- В первую очередь, конечно, нужны средства. Чтобы подключиться к системе, необходимо дополнительное оборудование. Но на самом деле зачастую это является простой отговоркой. Ведь посудите сами: любая служба, подключившись к этой системе, становится абсолютно прозрачной. Глава города сразу получает непосредственный доступ ко всей текущей информации. Например, у кого-то принятый вызов остается невыполненным длительное время, у кого-то по одному и тому же адресу день за днем появляются идентичные заявки. На сегодняшний день к единой сети подключен только 'Водоканал'. Все остальные службы подают нам сведения по телефону, естественно, только те, что считают нужным.
Эта программа была создана нашими сотрудниками и получила очень высокую оценку. Губернатор края Александр Черногоров во время своего визита к нам сказал, что хотел бы видеть весь край охваченным этой сетью. Я от себя могу добавить, хотя, может быть, это прозвучит нескромно, что было бы неплохо охватить ею и всю страну. Программа дает массу преимуществ: любая информация обо всех происшествиях собирается в одном месте. Можно будет с легкостью определить, какие объекты требуют уже не косметического, а капитального ремонта, на каких участках дорог происходит больше всего аварий и многое-многое другое.
- Если говорить непосредственно о вашей службе, с какими ситуациями вы чаще всего сталкиваетесь в повседневной работе, как справляетесь с ними?
- В среднем за день к нам поступает около 500 обращений от горожан, а при чрезвычайных ситуациях - до двух тысяч. Мы выезжаем на аварии, пожары, туда, где возникает угроза жизни человека. Одна из самых распространенных заявок - закрытые двери. Например, когда в квартире находится пожилой человек, который не реагирует на звонки, родственники обращаются к спасателям. Иногда, чтобы попасть в квартиру, наши ребята становятся альпинистами, в полном снаряжении карабкаются по стенам.
- Как быстро вы попадаете на место происшествия?
- Экипаж выезжает сразу после поступления заявки, а когда он прибудет, зависит от отдаленности места происшествия и дорожной ситуации. Большинство водителей дисциплинированны, но случается, что нашим машинам не уступают дорогу. А ведь в ситуации, когда дорога каждая секунда, может оказаться любой из нас. Поэтому не редкость, что наш водитель в громкоговоритель просит уступить дорогу спецтехнике. Если все экипажи на выездах, то диспетчер действует по ситуации: где самая большая опасность, туда и направляется машина в первую очередь. В конечном итоге, мы приезжаем ко всем, но, конечно, если у кого-то котенок не может слезть с дерева, а в другом месте произошло ДТП, то сначала спасатели поедут на аварию.
- Александр Максимович, недавно к вам приезжал руководитель московского центра 'Антистресс' Александр Кучер. Чем было вызвано приглашение провести курс занятий и насколько эффективны они оказались?
- Александр Кучер провел с нашими психологами семинары и тренинги на тему 'Экстренная и немедикаментозная помощь людям, пострадавшим в ЧС'. Необходимость проведения такого семинара возникла после командировки психологов Службы спасения в Беслан в сентябре прошлого года. За шесть лет существования Службы они наработали богатый опыт оказания экстренной помощи горожанам, но с работой во время теракта они столкнулись впервые. Поэтому и пригласили московского специалиста для проведения занятий и повышения своего квалификационного опыта.
Такой семинар - всего третий в России. Первые два прошли в Москве под эгидой МЧС России. Наши психологи остались очень довольны. Жаль только, что семинар не посетили психологи других экстренных служб. Кроме наших, здесь занимались специалисты краевой психиатрической больницы и одного психологического городского центра.
- Какой круг работ вы наметили на этот год?
- Само собой, наша ежедневная работа никуда от нас не уйдет, мы будем продолжать, как ни высокопарно это звучит, спасать жизни людей. Если же говорить о внутренних проблемах Службы, то, во-первых, мы постараемся решить проблему со зданием - давно пора собрать все наши подразделения в одном месте, да и техника у нас сейчас стоит под открытым небом. Кроме этого, спасателям необходимы спортивная площадка, учебный полигон. Далее - создание единой информационной сети, оснащение отряда современным спасательным оборудованием.
- Что бы вы могли пожелать ставропольцам?
- Конечно, не попадать в такие ситуации, когда без нашей помощи не обойтись. Пусть уж лучше мы останемся без работы. А если серьезно, то всем горожанам нужно обновить свои знания правил поведения при чрезвычайных ситуациях, хотя бы на уровне школьной программы. И если все же что-то случилось, набирайте '01', мы приедем сами и вызовем всех остальных.