спасение – нелегкий труд

Роман Кияшко

Во всей России 27 декабря свой профессиональный праздник отмечают спасатели – люди мужественной, нужной и востребованной профессии. Их можно увидеть в горящем здании и на месте ДТП, они помогают людям и животным. О том, как проходят их рабочие будни, мы побеседовали со спасателем первого класса МКУ «Служба спасения» города Ставрополя Евгением Бойко.

– Евгений, как вы оказались в «Службе спасения»?

– Дело было в 2000 году, через два года после создания Ставропольской Службы спасения. Я служил в Невинномысске в военной части, а жена жила в Ставрополе. У меня заканчивался контракт, и нужно было либо его продлевать и забирать супругу в Невинномысск, либо «завязывать» с военной службой и самому перебираться в краевую столицу. Наш общий знакомый тогда работал в Ставропольской Службе спасения. Он и посоветовал обратиться к Вячеславу Денисову, который тогда занимал должность директора. Я приехал в Ставрополь, поговорил с Вячеславом Валентиновичем, рассказал ему, что служу в армии по контракту, занимаюсь альпинизмом, скалолазанием. Через две недели он мне перезвонил и говорит: «Приезжай работать». А у меня еще 14 дней службы, и я отказался. В следующий раз он мне позвонил через 2,5 месяца. Тогда я и перебрался к спасателям.

– В сознании общества спасатель – герой, который ежедневно сталкивается с опасностью. Так ли это?

– На самом деле не так все тяжело, как кажется. Серьезные происшествия случаются редко. Но тогда действительно бывает тяжело и морально, и физически, к примеру, если это ДТП со смертельными случаями. Тогда, конечно, морально приходится непросто. Но с годами вырабатывается привычка. Относишься к делу немного цинично. По-другому нельзя, если каждую трагедию пропускать через себя, то долго не выдержишь. Так работать никто не сможет. К тому же у нас существует негласное правило: если несчастный случай произошел с родственниками или близкими спасателя, то на эту заявку ему ехать нельзя. Как бы человек ни был подготовлен, в такой ситуации он может сорваться.

На заявки, как правило, мы приезжаем первые, и приходится действовать по ситуации, пока не подоспеют остальные службы – пожарные, скорая, полиция. Ездили мы к ДК, когда там произошел теракт. Было тяжело: много пострадавших и погибших. В такие моменты нужно отстраняться от происходящего и выполнять поставленную задачу. А вот после дежурства уже можно расслабиться и дать волю чувствам.

– Как дома относятся к вашей работе? Переживают?

– Конечно, переживают. Помню, как-то дерево упало на пристройку. Мы поехали его убирать. Пока работал, случайно наступил на поломанный шифер и провалился. Поломал ребра. Работа опасная, от этого никуда не деться. Бывали и смерти среди спасателей. Когда было наводнение в станице Барсуковской, в водоворот засосало лодку со спасателями, и один из них погиб.

– Сегодня вы вернулись с суточного дежурства. Какие были заявки за это время?

– Упало дерево на машину, ездили его убирать и освобождали авто. Потом вытаскивали щенка. Были навалены бетонные плиты, между ними сужающийся проход. Щенки лазали вокруг, один из них и застрял в этой щели. Местные охранники пытались его достать, не получилось. Приехали мы, раздвинули плиты гидравлическими инструментами и вытащили его. Также открыли две двери. В первом случае женщина с ребенком и пожилой матерью не могли попасть в квартиру, мы им помогли. В другом случае в квартире упала бабушка, ключи остались в замочной скважине изнутри. Зять попытался открыть с другой стороны, и у него, конечно же, не получилось. Мы открыли дверь, уложили бабушку на кровать, вызвали скорую.

– Часто приходится помогать животным?

– Помощь животным – отдельная тема! С одной стороны, все же не человек, но с другой – кто-то это все-таки должен сделать. Иногда попадается настоящая диковина. Были барсуки, еноты. Помню, как-то попугай в квартире залетел в вентиляционную шахту и провалился туда. А места-то там мало, расправить крылья и вылететь оттуда он не мог. Пришлось чуть ниже прорезать отверстие и вытаскивать его.

Как-то на объездной дороге на фонарный столб залез енот и его голова застряла в плафоне. Было дело днем, и свет не горел, в противном случае беднягу бы убило. Я взял палку с петлей, которой ловят собак, и по лестнице полез его доставать. А внизу ребята растянули полог, на случай, если он сорвется. В итоге я его вытащил из плафона, а он от страха залез еще выше. Пришлось его уже скидывать на полог. Енот упал и сразу же припустил в лес. На следующий день уже другой экипаж ездил в лес спасать этого же енота от собак, которые загнали его на дерево.

Совсем недавно наши спасатели привозили косулю со сломанной ногой в зоопарк, а в прошлом году мы отвозили туда же лису, которую поймали в ветеринарной аптеке на Старомарьевском шоссе. Короче говоря, мы регулярно пополняем фонд зоопарка.

– Насколько я знаю, вы также занимаетесь альпинизмом. Помогают навыки в спасательской работе?

– Конечно! Есть даже специальный вид подготовки «Спасение в горах». В этом году дважды проводили спасательные работы в горной местности. Случаи были похожи. Ребята шли сложный стеновой маршрут и срывались. В обоих случая ломали ступни. Мы их спускали до тропы, потом сажали на лошадей. Так они доезжали до лагеря, и оттуда их на вертолетах отправляли в больницу.

– Если бы встретили молодого человека, который не может определиться с будущей профессией, как бы вы прорекламировали работу спасателя?

– Сложно сказать. Ведь спасательский труд неблагодарный, не ждущий похвалы. Приходится выполнять тяжелую работу. Но кому-то же нужно это делать. Однако каждый раз, когда ты помогаешь людям, попавшим в беду, или даже снимаешь того же котенка с дерева, то чувствуешь удовлетворение от проделанной работы. Думаешь: «Все не зря!»

спасатель

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление