Спасите Утриш!
Однажды в конце декабря я шел с другом по холодным улицам Ставрополя. Мы сделали какие-то дела в городе и возвращались в университет. Когда мы проходили по площади Ленина, мой друг обратил внимание на группу людей, стоящих с плакатами через дорогу. Людей было немного. Пикет состоял всего человек из пятнадцати, причем в их число входили три или четыре милиционера. Мое любопытство не позволило пройти мимо. Мы перешли через дорогу и направились к девушке с транспарантом, на котором было написано что-то вроде «Сначала Утриш, а потом Стрижамент?!». Пикетирование было в самом разгаре, прохожим раздавали листовки, собирали подписи. Милиционеры, призванные, видимо, следить за порядком, активно проверяли документы у участников пикета. Когда мы спросили, что происходит, участница сбивчиво и кратко рассказала, что на побережье Черного моря есть уголок нетронутой природы, признанный не то заказником, не то заповедником, называется он Утриш, и сейчас ему грозит уничтожение. Акция проводится для сбора подписей под письмом президенту. Такие пикеты проходили в этот день по всей стране. Желая лучше разобраться в проблеме, я, поставив свою подпись, договорился связаться с одной из участниц акции.
Позже я узнал от нее, что борьба за сохранение Утриша ведется давно по всей стране. Она посоветовала мне обратиться за подробностями в Интернет, начав со страницы в одной из социальных сетей. Оттуда я и начал поиск информации.
Большой Утриш – ландшафтно-флористический и морской заказник, расположенный на территории города-курорта Анапы Краснодарского края. Эта территория является излюбленным местом отдыха многих тысяч россиян. Утриш имеет статус регионального заказника, но, по информации со страницы из социальной сети, только на бумаге, так как его дирекция давно расформирована. В конце ноября 2008 года там были начаты масштабные вырубки, строительство дороги через центр заказника (!) к морю. Работы были незаконными, но Фемида медлила. Тогда десятки добровольцев со всей России поехали на место стройки и «своими телами загородили путь строительной технике», как пишет автор Интернет-публикации. На тот момент строительство было приостановлено.
По информации из того же источника, согласно распоряжению Правительства РФ Утришу к 2010 году должен быть присвоен статус заповедника, однако самые ценные участки можжевелового леса были сданы в аренду властям Краснодарского края и выведены из границ проектируемого заповедника. По предлагаемому проекту в самом центре псевдозаповедника планируется строительство физкультурно–оздоровительного комплекса, по словам автора из Интернета, «фактически новой государственной резиденции, предназначенной для отдыха высших должностных лиц». По информации из того же источника, предполагаемым заказчиком является управление делами Президента РФ.
В общем и целом суть проблемы ясна, и она вовсе не является новой. В том же Интернете можно найти информацию о еще полусотне подобных случаев. Кстати, страницы в той же социальной сети, касающиеся Утриша, поделены примерно пополам. На одних зарегистрированы участники, с восторгом вспоминающие дни отдыха на красивейших диких пляжах тех мест, которые, узнав о проблеме, сейчас шокированы и возмущены. Они тоже готовы подключиться к борьбе. Другие страницы уже созданы для сбора под своими знаменами борцов за спасение заповедника. На них появляется информация об идущих судебных процессах, готовящихся акциях, размещены призывы присоединиться. Борьба против произвола достаточно четко организована. Например, в Интернете были даны довольно полные инструкции для тех, кто проводит акции в городах: как организовать агитацию, что иметь с собой, даны координаты организаторов. 23 января по всей стране (в том числе и на Красной площади) прошли акции протеста. Но в средствах массовой информации о проблеме Утриша я не читал и не слышал. Почему?
Может, потому, что случай с Утришем не единичный, и везде все повторяется как под копирку. Вроде бы неприкосновенную природную зону начинают постепенно уничтожать, потому что она оказывается в сфере чьих-то финансовых или личных интересов. Активисты экологических движений и просто неравнодушные пытаются повлиять на ситуацию, но постепенно погрязают в бюрократической волоките. Зачастую, не справившись с ней, многие перестают бороться уже на этом этапе. Если же делу все-таки удается дать юридический ход и суд признает, что подобные работы действительно неправомерны, то зачастую официальное решение по каким-то неведомым причинам не выносится окончательно, а значит, рабочим с пилами предъявить нечего и бульдозеры не стоят без дела. Рабочим ведь платят зарплату, и свои деньги из-за «всякой возни» они терять не хотят. Убеждать их в аморальности происходящего глупо – им чем-то надо кормить семью. Если же решение суда вынесено и есть предписание остановить работы, то официально они, конечно, прекращаются. Хотя если деревья по какой-то неведомой причине сгорят ночью (как было однажды в Крыму) или засохнут от яда (подобный случай был в районе 17-й школы города Ставрополя) – причин считать эту зону заповедной больше нет. Работы будут быстро возобновлены. Что делать активистам экологических движений? Начинать все сначала? Вновь привлекать внимание к проблеме? Но, как правило, теперь это сделать уже труднее. Страсти в обществе улеглись (слишком много прошло времени), информационный повод использован и СМИ потеряли к проблеме интерес. И тогда те, кому все еще не безразлична проблема, сталкиваются с самым страшным врагом - безразличием. Люди, кого ситуация не коснулась напрямую, просто не видят причин принимать участие в «сомнительных мероприятиях», тратить личное время и силы. Они могут даже искренне сочувствовать пикетчикам, но сами едва ли попытаются что-то сделать. «Под письмом подписаться? Можно, только если не опаздываю на ужин». Судя по информации из Интернета, и защитники Утриша столкнулись с подобными проблемами.
На самом деле речь идет не только о кусочке заповедной природы, которую необходимо сохранить для наших детей и внуков, а о людском отношении. Сейчас при наличии некоторого уровня финансовых возможностей и влияния можно практически все. Если надо построить - построим, разрушить – разрушим, любой каприз за ваши деньги. И делается это при молчаливом попустительстве окружающих, которых зачастую хватает только на то, чтобы возмущенно обсудить проблему с соседями по лестничной площадке. И только немногие по-настоящему пытаются изменить ситуацию.
Жителям Ставрополя не раз приходилось отстаивать свои права в подобных обстоятельствах. Местные СМИ часто освещают сражения жителей за сохранность детских площадок, лесных и парковых массивов и даже кладбищ, уничтожаемых под напором огромных строек. И зачастую удается обратить на проблему внимание властей и добиться результата. Значит, можем, если по-настоящему захотим?
Призывать к совести тех, кто уничтожает Утриш, явно бесполезно, но можно обратиться к остальным людям: «Будьте внимательны к чужим проблемам. В один день они могут стать и вашими!».
Никита ПЕШКОВ.