Спорить с камерой бесполезно
Наталья АрдалинаСегодня все больше на дорогах Ставрополья мы встречаем автоматические системы фиксации нарушений правил дорожного движения. Камеры уже не только фиксируют скорость автомобилей, они распознают тех, кто проехал на красный сигнал светофора, пересек стоп-линию, неправильно припарковался. Во вполне обозримом будущем за непристегнутый ремень безопасности мы тоже будем получать штрафы от автоматических систем. О развитии этого направления нам рассказал начальник Центра автоматизированной фиксации нарушений УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковник полиции Игорь Семенов.
– Игорь Васильевич, для начала скажите, пожалуйста, как вы оцениваете развитие этой системы у нас в крае?
– Хотелось бы лучше. Если говорить серьезно, то до Татарстана, который занимает лидирующие позиции в России по этому направлению, нам, конечно, еще далеко. Пока что нам нужно хотя бы догнать Краснодарский край. Кстати, наши соседи были первыми, у кого мы перенимали опыт по созданию этой системы. Вообще, в 2010 году в структуре МВД даже не было таких штатных единиц, и мы создавали Центр как внештатный, в котором работали двое откомандированных сотрудников. Вот они и пытались наладить взаимодействие с другими субъектами Российской Федерации. Попытка в общем оказалась вполне успешной, сегодня мы активно внедряем автоматические системы на территории всего края. Но реально нужно понимать, что нам нужно еще порядка 600 камер, чтобы перекрыть все «болевые точки». Большая часть из них находится на территории непосредственно краевого центра и городов Кавказских Минеральных Вод.
– Какого типа камеры нужны краю – больше те, которые фиксируют скорость?
– Нет, на самом деле скоростомеры актуальны только в том случае, если мы говорим о трассах федерального и краевого значения, в небольшой части – участки городских улиц, на которых можно серьезно разогнаться, такие как Старомарьевское шоссе в Ставрополе. Кстати, эти приборы сегодня существуют различных типов: уже привычные нам радары, которые измеряют скорость движущегося автомобиля; приборы, которые работают на протяженном участке, от 500 метров до 10 км. Они фиксируют точку входа и точку выхода машины на определенном участке дороги и, соответственно, считают среднюю скорость. Такую камеру не «видят» радар-детекторы, которыми оснащены многие автомобили. Впрочем, я не вижу ничего плохого в детекторах, ведь они помогают нам выполнять наши задачи – в данном случае, снизить скорость до разрешенной.
Если мы говорим о Ставрополе и регионе КМВ, то здесь более актуальны камеры другого типа: фиксирующие нарушение правил проезда перекрестков, выезд за стоп-линию, движение по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств, непредоставление преимущества в движении пешеходам и, конечно, нарушение правил парковки. Последних комплексов у нас на сегодняшний день два передвижных и три стационарных, которые работают очень активно. Если вы обращали внимание, одна сторона улицы Мира в Ставрополе, в районе аграрного университета, никогда не бывает забита машинами, припаркованными под запрещающим знаком. Все дело в установленном там стационарном комплексе. Он за короткое время помог нам освободить улицу и снизить количество времени, проведенного в пробках.
Комплекс по правилам проезда перекрестков работает на пересечении улиц Лермонтова и Доваторцев в Ставрополе. Недавно в тестовом режиме запустили автоматический комплекс по непредоставлению преимущества в движении пешеходам. Уже вынесли первые 18 постановлений. На улице Артема стоит система, которая работает по выделенной полосе. Возможно, водителей личного транспорта это не всегда устраивает, но тенденции развития транспортной сети всех крупных городов показывают, что режим наибольшего благоприятствования предназначен как раз для общественного транспорта.
Надеюсь, что появятся и системы, фиксирующие непристегнутого водителя. В России еще нет такой практики, но в мире уже наработан определенный опыт.
– Ощущают ли инспекторы ДПС реальную помощь от автоматических систем?
– Безусловно. Нужно понимать, что инспектора мы целиком не заменим, это невозможно. Но упростить и облегчить ему работу мы можем очень сильно. Во-первых, нет эмоциональной составляющей в общении между водителем и инспектором. Ведь оно не всегда проходит в нейтральных тонах, нередко инспектор еще даже не назвал причину остановки, а водитель уже воспринимает все «в штыки». Во-вторых, объективность принятия решений выше. Нарушителю нет никакого резона спорить с камерой, она не человек, она фиксирует всех подряд. И, в-третьих, профилактический эффект: заметьте, там, где работают камеры, нарушений в разы меньше. Приведу пример: первый комплекс мы ставили на так называемой «бетонке» в Кисловодске. В первые же сутки работы эта камера зафиксировала 1100 нарушений, а рекорд скорости на этом участке был 252 км в час. Только представьте, как там гоняли. На сегодняшний день эта камера фиксирует не более 30 нарушений в сутки, и, разумеется, уже не попадаются настолько быстрые гонщики, вот такой эффект.
И еще один немаловажный эффект – это поступление средств в бюджет. Так, за 8 месяцев этого года бюджет края пополнился 240 млн рублей, уплаченными нарушителями правил дорожного движения, и большая часть штрафов наложена средствами автоматической фиксации.
– Иногда случается, что водитель оплатил штраф, а по базе он все еще числится неоплаченным. Почему так происходит?
– Действительно, сегодня существует масса способов оплаты – онлайн-сервисы, терминалы, традиционно через банки, на почте. Раньше был единственный канал, по которому мы получали информацию – через Казначейство, все квитанции приходилось разбирать в ручном режиме, это очень трудоемкая работа, таким образом, иногда задержка информации достигала месяца. Сегодня большинство финансовых учреждений включены в систему ГИС ГМП (Государственная информационная система государственных и муниципальных платежей). Благодаря ей, где бы человек ни уплатил штраф, в Ставрополе или на Дальнем Востоке, в течение суток мы получим эти сведения. На сегодняшний день мы получаем без проблем порядка 60% информации, но сейчас над включением в систему ГИС ГМП активно работают те учреждения, которые в нее еще не включились, я думаю, уже к концу года мы выйдем на цифру в 80-90%. И перспектива получать все 100% информации вполне реальна.
– Как вы в целом оцениваете культуру вождения на наших дорогах?
– К сожалению, не очень высоко. Возможно, это последствия сложных 90-х годов, когда люди обозлились. Впрочем, это не зависит от возраста или пола человека, только от его личностных качеств. Встречаются пожилые опытные лихачи-нарушители и, наоборот, молодые очень аккуратные водители.
С одной стороны, в последнее время ситуация начала немного улучшаться: появилась, например, такая хорошая традиция, когда пропускают автомобиль, он в ответ «моргает» аварийкой, говорит «спасибо». С другой, мы получили большую категорию водителей, которые просто не понимают, как может повернуться та или иная дорожная ситуация. Это последствия некачественного преподавания в автошколах. Выпускники знают теорию, более-менее могут выполнить стандартные упражнения на автодроме, но при выезде в город они теряются и совершают ошибки, иногда с крайне неприятными последствиями.
– Вам самому приходилось нарушать правила?
– Стараюсь не нарушать, но однажды мой автомобиль зафиксировала как раз камера, входящая в нашу систему. Так же, как и любой другой водитель, я оплатил штраф за превышение скорости.
– Что бы вы хотели пожелать водителям?
– У летчиков есть такое хорошее пожелание: чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок. Я немного переиначу: чтобы количество выездов равнялось количеству возвращений.