Сталин с нами?
С недавних пор по Ставрополю ходят слухи, что у нас собираются восстановить памятник Сталину. Инициаторами выступили местные коммунисты. Пока дальше заявлений дело не пошло, но городская общественность успела разделиться на два непримиримых лагеря. Одни возвращение Сталина приветствуют, другие категорически против. Наши корреспонденты представляют разные позиции на этот счёт. И предлагают читателю определиться с собственным мнением. Хотим ли мы видеть Сталина в Ставрополе?
Хватит плевать в прошлое!
~~~~~~~
Роль Сталина в истории нашей страны трудно преувеличить. Это эпоха, достижения которой признают даже наши недруги. Для абсолютного большинства людей старшего поколения, особенно участников Великой Отечественной, образ Сталина дорог и почитаем. И великое кощунство нынешнего поколения – не учитывать этого. В нашем городе стояло несколько памятников Сталину, и восстановить один из них было бы мудрым решением.
Константин Ходунков, редактор газеты «Родина».
~~~~~~~
Горе народу, который стыдится своей истории. Мы полвека с остервенением психопата уничтожали память о собственном прошлом. Но когда разрушено всё и до основания, может, пора остановиться? Судя по тому, что у нас в городе возникла идея восстановления памятника Сталину, время отрезвления наконец пришло.
Вопрос обострился после декабря прошлого года, когда коммунисты, отмечая 130-летний юбилей вождя, столкнулись с тем, что даже цветы возложить им некуда. Раньше городскую общественность это не особо волновало. Но времена меняются, и сейчас о памятнике Сталину говорит едва ли не половина Ставрополя. И в основном, увы, говорят всякие гадости.
Да простят меня все либералы и правозащитники, все потомки репрессированных и раскулаченных. Мои предки тоже вдоволь настрадались в тридцатые-сороковые. Но сколько же можно мазать прошлое чёрным? Будем честными – при всех ужасах, что пережил наш народ в те годы, это был последний период нашей истории, которым можно гордиться. Все завоевания последующих лет – от полётов в космос до побед в спорте – это, безусловно, инерция сталинского правления. Мы можем сколько угодно рассуждать о том, что сталинская модернизация достигнута непомерными жертвами. Можно (это сейчас так модно) говорить, что в Великой Отечественной войне мы победили не благодаря Сталину, а исключительно вопреки, и без него сделали бы это быстрее и с меньшими потерями. Что те триста городов и несколько тысяч предприятий, что были при нём построены, оказались нерентабельными в рыночных условиях. Людям, которые ни черта не построили, не достигли, которые никого не победили, только и остаётся, что топтать славу своего прошлого – чтобы не так стыдно было. Страна, которая не производит ничего, кроме нефти и газа, которая всё закупает в Китае, которая до недавнего времени позволяла творить что угодно на своих границах – вот во что обратилась вся эта борьба с культом личности.
Куда более спокойные и объективные западные аналитики, кстати, вполне здраво оценивают нашу историю. В большинстве своём они считают, что в ней было лишь три момента, когда Россия вырывалась из оков отсталости, проводила молниеносную модернизацию и становилась сверхдержавой. И связаны они с правлением Ивана Грозного, Петра Первого и Сталина. Причём каждый последующий учился на ошибках предыдущего, строил более устойчивую систему и достигал больших результатов меньшими жертвами. Сейчас не принято вспоминать, но при Петре население России сократилось на треть! А в сталинскую эпоху, при всех репрессиях и с учётом потерь в войне, оно на столько же выросло! Так почему мы радостно ставим самодержцу памятник за памятником, а на имя Сталина реагируем, как бык на красную тряпку?
Тем более никто не говорит о восстановлении культа личности и строительстве грандиозных монументов. Когда-то в Ставрополе стояли три памятника Сталину – на Крепостной горе, в сквере 3-й горбольницы и бюст напротив городской администрации. Вот, собственно, этот небольшой бюст, между Марксом и Лениным (которых, к счастью, никто не тронул) и хотят восстановить коммунисты. На добровольные пожертвования горожан — благо, не так много средств и надо. Люди, помнящие эпоху Сталина не только трудным, но и славным временем, имеют право возродить в Ставрополе память о нём. Ведь для нашего города, как и для всей страны, он сделал многое.
А там, может, вместе с памятником вождю вернётся и толика величия его эпохи. И появится у нас повод хоть чем-то гордиться в настоящем. Хотя бы тем, что мы перестали плевать в прошлое.
Станислав МАСЛАКОВ.
P. S. Единственный памятник Сталину на территории края стоит в Зеленокумске. Бронзовый бюст нашёл в реке местный житель. Вовсе не будучи сталинистом, он достал памятник и вернул его на постамент. Из чистого уважения к своей истории.
Памятник людоеду!
~~~~~~~
А почему бы нам тогда не поставить памятник какому-нибудь каннибалу? Он за свою суровую жизнь съел всего … ну, скажем, сотни людей. По прямому приказу Сталина (читайте документы!)погибли миллионы. Которые не дали потомства, не построили города, не сочинили книжек. Которые разве что с неба могут с укором смотреть на нас и недоумевать: как же мы дошли до жизни такой, что мечтаем увековечить память этого вурдалака.
Галина Туз, литератор.
~~~~~~~
Нужна ли современной России личность Сталина? Нужны ли его памятники в городах страны? Как можно ответить на этот спорный вопрос? Чтобы строить какие–либо суждения о человеке, необходимо опираться на что-то. Например, на его дела и их последствия.
Представьте себе такую картину. В один из выходных вы всей семьей выходите на прогулку в центр Ставрополя. Идете на Крепостную гору. Вдруг перед вами, как из-под земли, возникает монумент Иосифу Виссарионовичу Сталину. Ваш беззаботный выходной был бы испорчен. Испорчен воспоминаниями о нелегком прошлом нашей страны. Да и как бы монумент тирану соседствовал с восстанавливающимся памятником архитектуры – кафедральным собором Казанской иконы Божией Матери. Который как раз был взорван большевиками во время правления Сталина. Зачем?
Все из-за того, что в то время из народа делались попытки выбить историческую память, навязать новую систему ценностей. Народ должен был представлять одну большую пролетарскую машину. В этой машине все равны. Как робот с утра до ночи, человек должен был вкалывать на производстве. И после долгого трудового дня приходить домой. В маленькую квартирку, для того чтобы поспать, а затем снова идти на завод. Но это еще цветочки!
Голод тридцатых годов. Бедные детишки пухли с голоду. В деревнях люди ели навоз и землю, а порой и друг друга. А ведь постоянно твердилось: вот-вот и наступит светлоее будущее, когда все будут счастливы и сыты. Тех же, кто пытался хоть как-то выжить, прокормить свою семью, принеся домой два колоска с поля, сажали в лагеря. Современные историки оправдывают эти сталинские действия тем, что, мол, зерно нужно было городам. Дабы население индустриальных центров оставалось сытым и спокойным. Стратегически правильное решение. Как же тогда объяснить, что тонны зерна гнили на пунктах распределения? И попробуй возьми — пристрелят!
Сороковые годы двадцатого века обернулись для нашей страны депортациями целых народов, якобы предателей родины. Один дедушка, по происхождению карачаевец, рассказал историю. На фронте служил солдат, его земляк. За проявленную в боях доблесть получил звезду Героя Советского Союза. Затем пришло распоряжение сверху о том, что карачаевцы – народ-предатель. И все до единого подлежат депортации. Солдата лишили награды. Он не выдержал, застрелился. Эта история – лишь небольшой эпизод великой трагедии страны. Когда миллионы людей гнили в лагерях. Трудились на стройках пятилеток. По сути, были рабами. А сейчас некоторые пытаются доказать обратное. Говорят, что это клевета на человека, руководителя великой державы. Да и держава не была у нас в то время великой. Без лендлиза мы бы вряд ли выиграли войну за пять лет с такими потерями. Война затянулась бы на неопределенный период, и как следствие жертв было бы больше.
Поражает тот цинизм, с которым относился Сталин к человеческим жизням на фронтах Великой Отечественной войны. Можно было избежать такого количества жертв. Иосифу Виссарионовичу нужно было слушать генералов, а не стремиться приурочить взятие очередного города к какой-то определенной дате.
Зачем ставить памятник тирану в нашем городе, когда не достроили кафедральный собор? Когда нет памятника Георгию Константиновичу Жукову, Екатерине Великой или хотя бы народному герою Илье Муромцу и другим славным сынам Отечества. Мы помним еще немало доблестных людей, потрудившихся на славу своей страны. Вот им и нужно ставить памятники по всем городам России. А не человеку-людоеду, по вине которого погибли десятки миллионов людей.
Егор ИВАНОВ.