Ставрополь - город будущего
Сергей ГаврилюкЛидер проекта Crosscity поделился своими идеями преображения Ставрополя
Совсем недавно в городской администрации был представлен проект «Ставрополь-240», который предполагает визуальное преображение города к юбилею: серые стены покрываются красивыми граффити, обустраиваются тропинки в лесах, открывается выставка «Будущее Ставрополя», где в виде 3D-проектов представлены возможности развития краевого центра. Автором выступил лидер проекта CrossCity Владимир Бойков. Корреспондент «Вечёрки» поговорил с ним о перспективах развития городской среды.
- Владимир, расскажи, как давно ты работаешь над проектом «Ставрополь-240» и что тебя вдохновило на его создание?
- Вообще проект называется Cross City, или «Город Креста». Проект собрал нескольких художников, которые хотят расписать город, но не знают, как согласовать эту идею. Эта практика используется по всему миру: есть города, где можно просто сфотографировать на мобильный телефон стенку, которую ты хочешь использовать как полотно, отправить её в мэрию и уже на следующий день получить разрешение или отказ. Буквально на следующий день художник может законно расписать эту стену. Cross City задумывался как урбанистический проект, в его рамках возник «Ставрополь-240». Он включает в себя комплекс мер, которые можно реализовать в ближайшее время в рамках подготовки города к 240-летию. Поэтому проект был представлен в администрации города.
- Стереотипы кино обычно изображают уличных художников бунтарями, которые не спрашивают разрешения...
- По этому поводу недавно читал про «партизанскую» урбанистику, когда энтузиасты агрессивным способом, без согласования, начинают сами менять облик города. В Москве, например, были ребята, которые сами обустраивали велосипедные дорожки. В итоге они же получили тендер на создание таких дорожек. У них были и проблемы, и взлёты с падением. Но мы хотим делать всё открыто, с согласия администрации.
- Я думаю, хорошая идея не заставит долго ждать одобрения. Тем более всегда есть над чем работать в плане визуализации.
- Если говорить о городской среде, то сам город у нас интересный и даже уникальный. Таких городов нет: чтобы было столько зелени, участков леса посреди города. У нас классный туристический потенциал, который не развит. Я даже читал сообщения геологов, что у нас в крае геотермальных источников больше, чем в Германии и Австрии вместе взятых. И даже в Ставрополе их достаточно.
- У нас здесь и чернозём лучший в Европе...
- Да, в «Палате мер и весов» Лондона лежит чернозём из нашего края. Это классный регион, который нужно и можно развить. Когда я был на юге Германии, он напомнил мне наш юг: там тоже есть горы, геотермальные источники. Как классно развит Баден-Баден, и как это всё у нас, хотя мы в равных условиях?.. Для сравнения, у нас в Казьминском ты просто приезжаешь поплавать. Там же целые комплексы с разными видами, фитнес-центром, комнатами отдыха. Пока что мы до этого не дошли, впрочем, и не так долго у нас эра капитализма, но дойдут такие разработки и до нас. Можно и Ставрополь сделать вполне себе туристическим городом.
- Обычно люди пытаются куда-то убежать, лишь бы не в родном городе. Хорошо там, где нас нет...
- Можно сделать небольшие преобразования, которые зажгут других. Такая ситуация была в Москве, когда я там учился. Местные свой город не любили, не видели его потенциала и красоты. Все знали, что есть Красная площадь да пара красивых мест, может, станции метро. А парки были разбиты, пешеходных зон было мало, множество реклам и вывесок, которые закрывали исторические здания. Какой-то сплошной хаос и "шанхай". Санкт-Петербург после этого смотрелся как Европа: там единый стиль ларьков, табличек, архитектуры. Через некоторое время за Москву взялись, создали проектный институт «Стрелка», организацию «Лучший город земли». Они дали детальную прорисовку модернизации и обновления Москвы, в итоге усилиями студентов и с поддержкой спонсоров город расцвел. Появилась мода на новую городскую среду.
- А в нашем городе за граффити возьмутся местные или кто-то из приезжих?
- Есть ставропольцы, есть из других городов. В своё время я был в числе организаторов фестиваля в Питере «Арт стена», который стал культовым. Есть база художников, готовых приехать сюда и расписать наш город. Им нужно только дать стенку. Они даже не требуют за это деньги, готовы сами потратиться на краску, поскольку в своей среде они получают признание за свои работы, а за признанием следуют и заказы. Сейчас все эти художники расписывают офисы, стены компаний, но делается это изнутри, а не снаружи. Бегать от полицейских никто не хочет, поэтому мы хотим добиться согласования. Нам нужен простой механизм взаимодействия. К этому Дню города хотели раскрасить стенку стадиона «Динамо» в рамках фестиваля, нам отказали, потому что требовались деньги, в итоге предложили просто самостоятельно её украсить, но началась ненужная волокита.
- Ты также планируешь проведение массовых мероприятий с привлечением художников. Что это за мероприятия?
- Есть идея граффити-фестивалей и граффити-джемов, во время которых будут закрашиваться отведенные площадки и превращаться в музеи. Одна из таких — площадка между площадью Ленина и проспектом Октябрьской революции. Это место некоего архитектурного провала, где оголяются обратные стороны всех зданий. Оно идеально подходит для граффити. На этой ограниченной территории можно сделать музей уличного искусства всего за одну неделю. Десять художников превратят это место в достопримечательность.
- Я так понимаю, не одну и не две. Все-таки город не такой уж маленький, а площадок - масса.
- Хочется просто сделать моду на это. Нужно, чтобы люди видели этот музей и ждали чего-то ещё, хотели сами сделать что-то новое, просто отдохнуть среди этих работ. Там могут быть лавочки, газон, небольшие передвижные кофейни.
- Площадки для барбекю, в конце концов...
- У нас уже есть такие, но их нужно облагородить, обезопасить, привести в порядок.
- Ты предложил устроить выставку «Будущее Ставрополя», где в виде 3D-проектов можно увидеть Ставрополь через несколько лет. Расскажи подробнее об этой идее?
- Задача — зажечь воображение горожан, сделать выставку, которая покажет, какие проекты можно воплотить или были задуманы, но так и не воплотились. Например, в советское время было принято несколько проектов, что из Северо-Западного микрорайона в Центр будет построен фуникулёр. А из Юго-Западного микрорайона можно запускать метробусы, которые будут ездить по выделенным специально для них линиям. Ресурс Доваторцев и Лермонтова позволяет это сделать. Проекты кажутся заоблачными из-за финансовой составляющей, но говорить о них стоит. Мы мечтаем, зажигаем воображение.
- Всё равно человек видит что-то интересное, хочет повторить в своём стиле. Так всё с малого и начинается.
- Когда я был в Берлине, то удивился тому, что пришедшие мне в голову идеи уже воплощены там. Но что я там буду делать? Лучше что-то хорошее сделать в своём городе, почерпнуть интересные идеи для своего региона. Это как в «Алхимике» Паоло Коэльо, когда главный герой объехал весь свет в поисках золота, а в итоге нашёл его у себя дома. Я в Ставрополе родился и рос, потом уезжал отсюда, а когда вернулся, понял, что всё можно реализовать и здесь. У нас мощный креативный кластер, который нужно поддерживать. Например, «Трун», пионер граффити в России, - ставрополец, сейчас живет в Санкт-Петербурге. Наша электронная музыка широко представлена во всей стране.
- Причем часто все эти музыканты, художники не имеют даже базы для тренировок.
- Да, я раньше входил в проектную группу по Спартака,8. Пустующее здание получилось наполнить: теперь там звукозаписывающая студия, репетиционные студии, спортивные и танцевальные секции, концертный зал. Когда мы туда впервые пришли, там просто гулял ветер по коридорам. Получилось ведь создать комфортную среду для творчески настроенных людей. Так же можно сделать и с городом. Достаточно просто дать вспышку.