Ставрополь может лишиться девяти автобусов
Наталья АрдалинаГород постепенно перестает задыхаться от обилия маршруток, на центральных улицах все больше становится пассажирского транспорта большой и средней вместимости — это и автобусы, и троллейбусы. В них не нужно втискиваться, и, как правило, водители не лихачат так, как на маршрутных такси. Городские власти по мере возможности обновляют автопарк МУАП, стремясь сделать город более комфортным для передвижения. Однако в ближайшем времени Ставрополь может лишиться девяти автобусов, которые в течение года курсировали на городских и пригородных маршрутах.
Все началось осенью прошлого года, - администрация Ставрополя провела открытый аукцион на поставку автобусов для нужд муниципального транспорта. Конкурс выиграла компания «Торговый дом «ЮгМАЗ-Сервис». С ней был заключен муниципальный контракт, однако вместо заявленных в конкурсной документации белорусских МАЗов фирма закупила вологодские автобусы марки «Олимп». Основные технические характеристики не изменились, цена контракта - более 38 миллионов рублей - также осталась прежней, хотя вологодские автобусы немного дороже МАЗов. Смысл замены был в том, что на белорусскую технику на тот момент не распространялись меры поддержки российского производителя, так что на них нельзя было получить субсидию из федерального бюджета, которая составила порядка 26 миллионов. Поэтому городская администрация и согласовала с поставщиком данную замену.
Автобусы были в короткие сроки доставлены в Ставрополь, белые, нарядные, они украсили улицы нашего города (правда, сегодня их сложно узнать из-за обилия рекламы). Автобусы, согласно современным требованиям, оснащены специальной ступенькой для людей с ограниченными возможностями, системой навигации ГЛОНАСС. Все налоги были уплачены поставщиком, что немаловажно, в местный бюджет — муниципальный и краевой. Однако еще один участник аукциона - «Русавтопром-Ростов» подал жалобу в антимонопольную службу на действия комитета городского хозяйства администрации Ставрополя по факту проведения данного аукциона. В результате проверки Ставропольское управление ФАС России пришло к выводу, что нарушений норм и требований закона о размещении заказов в ходе торгов допущено не было (решение по делу № РЗ-363-2010). Правда, анализ заключенного по результатам аукциона контракта выявил нарушение требований этого же закона, так как изменение условий контракта законом не допускается. Однако есть один нюанс: статья 9, часть 6.7 закона о размещении заказов гласит: «При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте».
Если сравнивать стоимость белорусских и вологодских автобусов, то вторые должны быть лучше, так как они дороже. На самом деле они примерно одинаковы по основным характеристикам, при этом второй вариант удовлетворяет заказчика в большей степени, так как на него можно было получить средства из федерального бюджета. То есть согласие сторон достигнуто, цена не изменилась, горожане имеют возможность передвигаться на комфортабельном муниципальном транспорте. Казалось бы, что еще нужно? Однако в Арбитражный суд поступило заявление от прокуратуры Ставропольского края о признании итогов открытого аукциона на поставку автобусов недействительными. И неожиданное решение: требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. На комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя возложена обязанность возвратить автобусы, а ООО «Торговый дом «ЮгМАЗ-Сервис» вернуть бюджетные денежные средства в сумме 38 миллионов 175 тысяч 750 рублей. Данные решения подтверждены апелляционной и кассационной инстанциями.
Сейчас решение обжаловано в Высшем арбитражном суде РФ. Однако, отмечает заместитель руководителя комитета городского хозяйства Роман Марченко, непонятно, как оно будет исполняться в случае, если вновь останется без изменений. Ведь данные автобусы уже более года активно эксплуатируются — к радости жителей краевого центра. Руководитель Ставропольского управления ФАС РФ Сергей Никитин в своем отзыве пишет: «возвращение сторон в первоначальное положение невозможно. На основании вышеизложенного, прошу решение Арбитражного суда по делу №... отменить».
Похожая ситуация случилась недавно при строительстве школы в новом микрорайоне Ставрополя - «военном городке». В связи с тем, что средства из федерального бюджета пришли уже к концу года, при том, что и строительство должно было завершиться тоже к Новому году, в ходе аукциона были допущены нарушения.
Но, учитывая, что объект имеет важное социальное значение, Арбитражный суд постановил не расторгать заключенную сделку. В данном случае муниципальный пассажирский транспорт также имеет важное социальное значение для города. Заметьте, люди, особенно пожилые, предпочитают маленьким маршруткам вместительные автобусы — туда и входить удобно за счет низкопольности, и сесть можно свободно, не втискиваясь между другими пассажирами, и проезд хоть на рубль, но дешевле. Не говоря уже о том, что таким образом косвенно решается проблема пробок.
Генеральный директор «Торгового дома «ЮгМАЗ-Сервис» Анатолий Стадник рассказал, что между ним, как поставщиком, и администрацией, как заказчиком, никаких недоразумений нет. Компания предоставляет гарантийное обслуживание на автобусы, никаких нареканий к их работе не было. Более того, «ЮгМАЗ-Сервис» в очередной раз выиграл тендер на поставку общественного муниципального транспорта для Ставрополя, и в ближайшее время новенькие автобусы прибудут в краевой центр. В случае если Высший арбитражный суд подтвердит решение судов низших инстанций, администрация должна будет вернуть фирме автобусы в нулевом состоянии, то есть новые. В этом (невозможном!) случае компании не составит труда вернуть деньги. Правда, уйдут они в бюджеты соответствующих уровней, то есть 26 миллионов должны будут вернуться в федеральную казну. А это значит, что использовать их на покупку других автобусов для Ставрополя не получится.