Ставрополь помнит
Елена Павлова
Солдаты 40-х - те, кто прошел фронтовыми дорогами и не забудет войну никогда, открывали парад на площади Ленина. Рядом с ними, плечом к плечу, стояли нынешние солдаты, военнослужащие частей Ставропольского гарнизона: десантники, пограничники, летчики, связисты, военнослужащие внутренних войск. Они сегодня продолжают дело дедов и прадедов, с оружием в руках отстаивая интересы России на горячем северокавказском участке. А рядом с ними замерли в строю те, кому предстоит еще крепить военную мощь Руси: курсанты, кадеты и юнармейцы. После приветственных речей, прозвучавших с трибуны, под звонкую духовую медь военного марша военные двинулись через площадь праздничным парадом. А следом за ними, как когда-то на первомайской демонстрации, - колонны городских районов со стягами и транспарантами…
Дождь обильно поливал город, но не мог помешать празднику. С полудня на Крепостной горе шли концерты и народные гулянья. «Фронтовики, наденьте ордена» – так называлась концертная программа хора ветеранов войны и труда «Факел». А рядом был развернут «Солдатский привал». На привале этом добры молодцы силушкой мерялись (это были показательные выступления военнослужащих), котелки с солдатской кашей дымились… Но самой большой популярностью у гостей праздника пользовалась военная техника. Маленькие горожане с удовольствием осматривали внутреннее устройство кузова «Урала» и подолгу не хотели возвращаться к своим мамам. Тех, кто чуть постарше, было не оттащить от боевой машины пехоты. Эта БМПшка, прошедшая пыльными дорогами Чечни, в своей жизни повидала, похоже, много. Но такой активной атаки визжащей от радости ребятни не переживала точно. Мальчишки были везде: на броне, в кабине, на месте водителя и стрелка…
- Дед, хочешь машину завести? – веснушчатый паренек-военнослужащий поддерживал под руку ветерана.
Впрочем, тот в поддержке не нуждался. Предложение завести машину воспринял с готовностью. Через минуту он уже с довольной улыбкой махал рукой своему провожатому из люка. Через минуту БМП взревела. Понадобился лишь небольшой инструктаж.
- Ему это не в новинку, - гордо рассказывал сопровождающий старика мужчина. – После войны всю жизнь шофером проработал.
- А этот парень-солдат - внук его?
- Нет, незнакомый.
Незнакомый тем временем обхаживал дедушку как родного. Ветеран уже примеривался к зенитке.
- Вот тебе, дед, сержант, он все расскажет. Крути-верти что хочешь – сегодня твой праздник.
- А выстрелить нельзя? - не растерялся дед.
- Нет, вот выстрелить нельзя, - рассмеялся парень. - Не заряжено.
На исследование орудия у старика ушло совсем немного времени.
- Хорошая техника, - вздохнул он с улыбкой. – Нам бы такую в 1941-м! Мы б тогда не отступали! А что у нас было?! Винтовки да пулеметы.
Война для рядового Ивана Марухлова началась на час раньше, чем для всей страны. И первых фрицев он положил тоже раньше других. Точнее, утопил. В 3 часа ночи 22 июня. Пограничный наряд заметил переправляющийся резиновый плот – видимо, это была разведгруппа. Иван видел, что его пуля пробила резину, и немцы начали тонуть. Помнит, как испугался: судить, мол, будут – на провокацию поддался, людей убил… Он еще не знал, что это война, что она начинается здесь, в западноукраинском местечке Любомль, что его 98-й погранотряд вот сейчас, сию минуту вступает в первый бой этой войны. Он еще не знал, что из всех его однополчан после того боя выйдут к своим только 11 человек. Не знал и того, что в течение 60 лет и он сам будет числиться в архивах как погибший.
- Тут мне ко Дню Победы подарок сделали! - смеется Иван Кузьмич. – В районной труновской газете написали, что я живой!
Оказывается, в районную Книгу памяти рядового Марухлова внесли как пропавшего без вести – пограничник, 22 июня вступивший в бой и более в погранчастях не значившийся, значит, погибший. Ну откуда было знать работникам архивов, что в воронежском госпитале, куда попал раненый пограничник, был сформирован новый мобильный отряд, брошенный впоследствии в самое пекло – под Сталинград. С тех пор рядовой Марухлов был пехотинцем. Только вот рейхстаг брать не пришлось – комиссовали в 1944-м после третьего ранения. Так что Победу Иван Кузьмич праздновал дома, на Ставрополье. Давно уже и в краевой центр на жительство переехал, и в День Победы каждый год на Крепостную гору приходит.
- Спасибо ребятам-бойцам, - улыбается ветеран, - за орудием посидел, словно молодость вернулась…
Глаза старика и правда лучились молодым ярким светом. А со сцены звучал чистый девичий голосок: «Как изведать наперед трудный путь стрелковых рот? Кто до ближней дойдет переправы, кто до самой Победы дойдет»… На главной сценической площадке праздника шел концерт детских творческих коллективов города…
С детских выступлений начался и главный гала-концерт праздника «Салют тебе, Великая Победа!». Его открывал фестиваль хоров музыкальных школ города под названием «Колокола памяти». Под колокольный набат поднималась страна на ратный труд, колокольным звоном встречали родные места солдат-победителей.
На фоне главных слов праздника «Ставрополь помнит» (громадных букв на просцениуме) выстроились все участники фестиваля – несколько сотен детей. Они пели посвящение матерям погибших героев. С небес опять текла вода обыкновенная, и дождевая хмарь смешалась с разноцветьем зонтов и воздушных шаров. Словно природа пролила на главную площадь праздника невыплаканные материнские слезы…
А потом всем зрителям предстояло пережить войну: от первых обстрелов и бомбежек до победных залпов у поверженного рейхстага. Пережить благодаря стихам и песням о людских судьбах, фронтовых дорогах, о тех, кто воевал, о тех, кто ждал… О великих потерях, великом подвиге и великой Победе.
К тем, кто ее завоевал, обратились губернатор края Александр Черногоров, глава города Дмитрий Кузьмин, вице-мэр Андрей Уткин, начальник Северо-Кавказского регонального пограничного управления генерал-полковник Николай Лисинский, Герой России начальник управления ФСБ по Ставропольскому краю генерал-лейтенант Олег Дуканов, председатель городского совета ветеранов Петр Мельник. Они благодарили всех, кто отстоял в боях свою страну, желали им здоровья и долгих лет, поздравляли горожан с праздником. А наш гость из города-побратима Пазарджика Иван Евстантиев сказал: «Ветераны, братья и сестры, от имени болгарского народа рад вас поздравить. Мы рады, что вы у нас есть».
Ровно в 20 часов площадь замерла. Ровно на 60 секунд. По всей стране в это время прошла минута молчания.
И снова стихи и песни вели нас по дорогам войны. А в 22 часа прогремели победные залпы. В четырех точках города заработали зенитные орудия, небо пересекли яркие ракеты фейерверка. В темной сини они рассыпались сотнями маленьких звезд. Раз, другой, третий. Вечерний город гремел, расцвечивая небо многоцветьем сверкающих шаров и фонтанов. В эту мерцающую синь с городских площадей и улиц неслось громогласное «ура». Ставрополь, который помнит, салютовал своим героям, своим победителям.