Ставрополь помнит
.В канун Дня памяти и скорби у монумента «Огонь Вечной славы» состоялась акция «Свеча памяти».
Город вместе со всей страной отметил скорбную годовщину 80-летия начала Великой Отечественной войны. Поздним вечером 21 июня к «Вечному огню» пришли сотни людей. Шли целыми семьями. Возле панно с изображением взметнувшегося над рейхстагом Красного знамени горела и мерцала сотнями огоньков алая звезда. Панно, составленное из фотографий воинов, вынесших на плечах тяжесть войны, а звезда – из свечей памяти.
Свечи мерцали и на большом экране, где тоже были лица, лица, лица... Это как в песне «И глаза молодых ребят с фотографий увядших глядят». Сотни ясных глаз молодых уставших лиц смотрели с фотографий, сменяющих друг друга на экране. И под каждой такой фотографией тоже мерцала свеча памяти.
А из свечей, которые горожане ставили к постаменту, волонтеры составляли слова: «Ставрополь помнит».
Акция «Свеча памяти» проводилась по всей стране. В нашем городе она проводится традиционно.
– Мы можем считать себя людьми, пока мы помним, – говорит первый заместитель председателя Ставропольской городской Думы Евгений Пятак, - помним о тех, благодаря которым мы живем – о солдатах, завоевавших Победу, о цене, которой наша Победа оплачена. Во что превращается человек и страна, которая утратила память, мы видим на примере соседей, где по улицам городов-героев открыто маршируют фашиствующие молодчики.
Действительно, очень важно, что в России сейчас большинство мероприятий патриотической направленности ориентировано именно на молодежь. Участниками акции «Свеча памяти» были студенты, юнармейцы, общественная организация «Молодая гвардия». И видно было, что ребята с душой к ней отнеслись. Да, дети прониклись! Я видела, например, с каким трепетом несла к «Вечному огню» свою свечу памяти моя пятилетняя внучка, как она вглядывалась в лица на фронтовых фото, транслируемых на экран, спрашивала о них, а у детей память фотографическая и эмоциональная. Девочка этот вечер обязательно запомнит, и не одна она. У «Вечного огня» 21 июня было немало таких же детишек.
– Наша задача, – продолжает Евгений Владимирович Пятак, - чтобы дети, внуки узнавали как можно больше о Великой Отечественной войне. Вот так через эмоциональное восприятие им нужно объяснять: «Ты живешь, радуешься жизни, миру вокруг благодаря им, солдатам Великой Отечественной, которые защитили Родину и, по сути, подарили нам этот мир». Наше поколение росло с этим ощущением, потому что мы все узнавали из первых уст. Мой дед, Василий Иванович Мурко, о войне говорить не любил, видимо, не хотел вспоминать о ней вслух, но он был для меня примером, и главные вещи о том, какой была эта война, я и без слов понимал. И вот теперь мы должны сделать так, чтобы наши дети и внуки тоже это понимали, чтобы они росли патриотами.
Депутаты Ставропольской гордумы, с которыми я общалась в годовщину начала войны, говорили, что для воспитания патриотизма необходимо использовать личные примеры из истории своей семьи. Александр Кочерга вспоминает, что в семье свято хранили память о дедах, Василии и Григории, которые не вернулись с войны, оба погибли в
1941-м. Дед председателя городского Совета ветеранов Игоря Фаталиева, Дмитрий Филиппович Никифоров, прошел всю войну и погиб перед самой Победой 21 апреля 1945 года в Австрии. Бабушка Ульяна похоронку на мужа получила 9 мая.
В семье депутата Геннадия Тищенко – богатая военная история. По линии супруги в родословной - легендарный генерал Отечественной войны 1812 года Николай Сулима. Его прямые потомки, Петр Архипович и Иван Петрович Сулима, отличились в Великой Отечественной 1941 – 1945 гг. Петр Архипович участвовал в обороне Одессы, там получил ранение и контузию, а сын его, Иван Петрович, среди боевых наград имел медаль «За оборону Кавказа». Вот он о войне много своим внукам и правнукам рассказывал. Собирал их вокруг себя, когда что-то мастерил, и вспоминал. Говорил, я должен успеть многое правнукам своим передать. А вот теперь и сам Геннадий Иванович Тищенко пишет книгу «Семья крепка корнями», в которую вошли воспоминания его тестя Ивана Петровича Сулимы, его деда Алексея Дмитриевича Дорошенко – участника обороны Ленинграда, бабушки Евдокии Ефимовны Бобровской, которая проводила на войну девятерых сыновей, четверо из которых домой не вернулись.
– Я это пишу не для себя, – говорит Геннадий Иванович, – я это делаю для правнуков, потому что все начинается с семьи – и Родина, и память. Нельзя, чтобы было стерто из памяти то, что сделали в войну наши деды и прадеды, воевавшие за Родину. На Украине стерли это из памяти и получили подобие фашизма. Поэтому я поддерживаю любые мероприятия, воспитывающие в молодых ребятах патриотизм. Пусть таких мероприятий будет больше. Но эта работа должна вестись и в семье. Зная о том, как воевали, что сделали для Победы его дед, прадед, прапрадед, человек ощущает сопричастность к судьбе своей страны.