Ставрополье назвали прачечной
Ольга ТокмаковаК концу прошлого года в Ставропольском крае выявили около 7 тысяч экономических преступлений с ущербом в 3,7 миллиарда рублей.
Если бы не теневая экономика, то Южный федеральный округ стал бы бездотационным. Об этом говорили в Ставрополе представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак и глава финансовой разведки России Виктор Зубков. Ставрополь стал первым региональным городом в России, где прошло совещание на тему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
На это совещание, где, по крайней мере, визуально, больше половины участников представляли люди в форме (ГУВД, УФСБ, прокуратура, таможня), приехали начальник и специалисты управления финансовых расследований Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или финансовая разведка). Вел совещание Дмитрий Козак. Он начал с того, что речь идет не просто о борьбе с правонарушениями в финансовой сфере, но об экономической и даже политической безопасности страны.
По статистике, теневой сектор экономики на юге составляет 30 процентов, в то время как аналогичный показатель в России – 19 процентов. А вот по оценкам экспертов, неформальная доля экономики в ЮФО – от 40 до 60 процентов. Это разрушительная сила, ведь европейские и североамериканские специалисты утверждают, что даже 10 процентов теневого сектора - критическая цифра, угрожающая национальной безопасности любой страны.
В 2004 году финансирование из федерального бюджета всем субъектам ЮФО составляло 47 миллиардов рублей. В то же время, по самым скромным оценкам, ущерб от теневой экономики – неполученные за этот год доходы Южного округа – 50 миллиардов рублей. Цифры сопоставимы, и означает это, что юг страны вполне мог бы быть бездотационныим. «Не может «в белую» работать бизнес, если он вынужден в конвертах предавать часть заработанного», - сказал Дмитрий Козак. При этом, по его мнению невозможно одними карательными мерами избавиться от теневой экономики, которая стала и причиной, и следствием неэффективности государственной власти.
Прошедшее в понедельник совещание преследовало цель улучшить взаимодействие право охранителей с Росфинмониторингом. Ведь сама по себе финансовая разведка не занимается розыском и оперативной работой. Разведка работает с обязательной для контроля информацией, которую должны передавать банки и прочие финансовые посредники. На этой основе проводится расследование, связана ли подозрительная сделка с легализацией преступных доходов или с финансированием терроризма.
О том, что грязные деньги вытесняют прозрачный бизнес, говорил и Виктор Зубков. По оценкам международных экспертов, объем отмываемых, а потом поступающих в экономику преступных доходов превышает полтора триллиона долларов. Россия входит в международные группы, противодействующие отмыванию денег и финансированию терроризма – ФАТФ и «Эгмонт». Статус юридического лица получил международный учебно-методический центр, созданный по инициативе Росфинмониторинга в Москве. Виктор Зубков сообщил ставропольцам, что Центр готов принять сотрудников правоохранительных органов Ставропольского края, с тем чтобы обучать их эффективной борьбе «с тенью». И обучение, и проживание, и дорога в Москву – бесплатно.
Но, несмотря на то, что в России создана эффективная, соответствующая международным стандартам национальная система противодействия отмыванию преступных доходов - действуют антиотмывочные правовые акты и ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» - «тень» неотвратимо наступает. Статья 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», где предусмотрены серьезные штрафы и сроки заключения (есть даже сроки до 10 лет и штрафы до миллиона рублей), мало используется. По ней расследуется всего 1 процент преступлений, и в ЮФО к уголовной ответственности по этой статье привлечено всего 42 преступника. Как правило, материалы по экономическим преступлениям попадают под другие статьи. Вор живет безбедно и смеется над всеми, поскольку получает либо незначительный, либо условный срок. А те колоссальные деньги или имущество, которыми он завладел, остаются у него. Суммы награбленного действительно огромные. В ЮФО выявлено около 50 тысяч преступлений экономической направленности, 13,5 процента из них в крупном и особо крупном размере, а материальный ущерб превысил 56 миллиардов рублей.
Если в правоохранительной статистике «блеск», то есть все платят налоги, и никто не укрывает доходы, как это прослеживается в Северной Осетии, КБР, КЧР, Дагестане, где крайне низок уровень взаимодействия с Росфинмониторингом, то это прямое доказательство, что правоохранители просто не работают. Такой вывод сделал Дмитрий Козак.
Более подробно и доходчиво о теневой экономике на юге рассказал его заместитель Александр Починок. По словам Александра Петровича, если относиться к этой сложной проблеме, просто как к злу, которое надо устранить любыми путями, то острие такой атаки обрушивается на бабушку с пучком редиски. В ЮФО впервые в Росси сделали подробный анализ теневой экономики, причем Починок приводил, скорее, заниженные цифры.
В округе из 10 миллионов населения (не исследовалась только Чеченская Республика) 9 миллионов человек заняты в экономике, из них более 27 процентов – в неформальном секторе. А это выше, чем в России. Приводились и отдельные цифры по субъектам ЮФО и по отраслям. Абсолютным лидером среди неформалов стала Северная Осетия (бутылку водки в республике можно приобрести за 12 рублей. - Авт.). По отраслям особенно неформальной оказалась оптовая торговля. Огромные объемы нефиксируемых и необлагаемых налогами товаров идут как раз через Ставропольский край, где на 60 процентов торгует неформальная экономика. Починок назвал Ставрополье «мощной и явной прачечной по отмыванию денег». При этом если банковские организации края подают сведения для финансовой разведки, то ставропольские некредитные организации молчат о подозрительных операциях (в нашем регионе 6 профессиональных участников рынка ценных бумаг, 6 страховых компаний, 13 лизинговых компаний, 21 ломабард, 33 организации игорного бизнеса и 3 риэлторских конторы).
Александр Починок обрушился на коньячные схемы, используемые в Дагестане, заявил, что оказывается осетр у нас состоит на 300 процентов из икры. Осетра практически нет, икры же продали втрое больше, чем выловили рыбы. На юге страны 30 процентов зерна продается нелегально. Биржи существуют (в Ставропольском крае это Северо-Кавказская универсальная биржа. - Авт.), но зерно продают в других местах, и округ катастрофически теряет доходы. Это не техническая проблема. Сложность в том, что нет воли и желания наводить порядок на зерновом рынке.
О практикуемых грандиозных финансовых аферах подробно рассказал генерал-лейтенант Сергей Мещеряков, возглавляющий один из департаментов МВД РФ. По стране ходят гигантские суммы нала. Работают теневые холдинги, перерабатывающие безналичные деньги в наличные. В московском банке через один из фондов по утраченному паспорту каждый день проводились сделки на суммы больше миллиарда рублей. Но особенно много безнаказанных преступлений на рынке страхования. Некоторые отмывочные схемы даже не поддаются закону. В МВД создана целая группа, которая занимается именно страховым рынком. И, наконец, реальной и относительно новой угрозой стал захват собственности. Причем схемы применяются уже не только в столичном регионе. В Москве в год проходит около 300 недружественных поглощений, а проще говоря, вероломных захватов предприятий. Этим занимаются так называемые рейдерские компании. Для обслуживания рейдерских моделей создаются криминальные структуры. Они специализируются на подкупе должностных лиц, и их схемы поражают воображение. В ход идет всё, от подделки документов, до покупки услуг чиновников разного ранга и даже физической расправы. Пакеты акций размываются через новые эмиссии, создаются параллельные советы директоров, особенно часто проводятся «липовые» акционерные собрания (о действии подобной схемы в нашем крае в «ВС» рассказывалось в статье «Земля в крае, а власть в Дагестане» 23.01.05. - Авт.). Сейчас в МВД РФ подготовлены документы о внесении изменений в законы о государственном реестре юридических лиц, об АО и ООО, снижающие угрозу, мягко говоря, недружественных поглощений. Ведь подавляющее число захватов сопровождается регистрацией лживой информации в едином государственном реестре юридических лиц.
Все выше сказанное лишь обзорная часть совещания. Более серьезный и подробный разговор прошёл за закрытыми дверями. Самой важной стороной противодействия теневому бизнесу легализации преступных доходов Дмитрий Козак назвал нормативное регулирование экономических отношений, контроль за исполнением антиотмывочного законодательства, сотрудничество правоохранительных органов с финансовой разведкой. Что касается «прачечной», которой обозвали край, то уже после совещания губернатор пояснил, а полпред поддержал его в том, что это не упрек властям Ставрополья. Ставропольский край окружают со всех сторон неблагополучные с точки зрения легализации преступных доходов регионы. Соседи привозят грязные деньги в ближайший субъект РФ с развитой финансовой инфраструктурой и экономикой. И именно со Ставропольского края начнется теперь борьба с теневой экономикой.