Ставропольский хор мальчиков пригласили на гастроли в Дублин
Валерий Манин— Взяли дыхание. С «до» первой октавы, пожалуйста, просто на звук «м», — Елена Кириллова, руководитель ставропольского городского хора мальчиков, начинает репетицию.
Идет так называемая распевка. Мальчишки стараются, держат спину – иначе звук «скомкается», слушают себя и товарищей. Для хора это важно — вслушиваться в голоса поющих рядом. Только тогда общее звучание получается стройным. А иначе – разброд выйдет. Вот такой нехитрый секрет. Философия пения – почти как философия жизни: услышать того, кто рядом.
— Принято считать, что хор мальчиков и, скажем, боевые искусства – вещи прямо противоположные, — говорит Сергей Кириллов, художественный руководитель и главный дирижер муниципального концертного камерного оркестра «Кантабиле», он же неофициальный помощник по руководству хором и муж Елены. – В наше время родители предпочитают обучать сыновей, скорее, тейквондо, чем пению, потому что эти занятия ассоциируются с качествами, которые сегодня в особенной цене, — силой, выносливостью, умением побеждать. Петь в хоре кажется проще. На самом деле — вы попробуйте сорок минут простоять на сцене в классическом концерте. И не просто простоять, а отработать серьезный репертуар наравне со взрослыми артистами. Здесь, помимо музыкального мастерства, тоже нужна и физическая сила, и характер, и воля.
С характером и волей у «детей супругов Кирилловых» все в порядке, как и с вокальным искусством. Об этом можно судить хотя бы по тому, что хор мальчиков, созданный три года назад при музыкальной школе
№ 1 по инициативе директора Николая Цепляева, сейчас ждут на гастроли в Дублине. Представитель ирландской стороны Колин Гоггин, оказавшийся проездом в Ставрополе во время выполнения благотворительной миссии в Беслане и посетивший один из концертов в органном зале, где выступал хор мальчиков, был просто покорен услышанным. Он тут же пригласил юных вокалистов в Ирландию. В результате переговоров дублинские партнеры предложили оплатить проезд и проживание хористов, а также сопровождение национального оркестра. Произведения, исполняемые ребятами, того заслуживают: в программе — Бах, Моцарт, русская классика. Если все пойдет как надо, то поездка хора состоится в мае будущего года. Пока главная проблема заключается в… недостаточном количестве желающих съездить за рубеж. Дело в том, что в начале учебного года хор оказался не укомплектован. У кого-то из ребят произошла ломка голоса, кто-то переехал в другой город или район – ситуация нормальная для музыкальной школы. Однако чтобы провести полноценные гастроли, да и вообще для дальнейшего творчества, хору нужны новые имеющие способности ученики.
— В прежние времена пение считалось сугубо мужской привилегией, — говорит Сергей Сергеевич. – В хоры, особенно церковные, допускались только мужчины. В современной европейской церкви и сегодня наиболее востребованными являются голоса мужчин или мальчиков. И сегодня то, что мы делаем, — в музыкальной Европе абсолютно востребовано.
Между тем многие родители, которые вроде бы и не прочь дать дополнительное музыкальное образование любимому чаду, а заодно приучить его к дисциплине и сосредоточенности, пока даже не знают, что в городе есть хор мальчиков. Не знают и того, что это уже не просто кружок по развитию детских талантов, а полноправное отделение детской музыкальной школы № 1. Обучение длится пять лет. Оптимальный возраст – между 5 — 6 и 12 годами. Мальчишки изучают сольфеджио, музыкальную литературу, осваивают инструмент по выбору. По окончании обучения на отделении они получают соответствующий диплом о начальном музыкальном образовании, а вместе с ним – право поступления в средние и высшие музыкальные образовательные учреждения. Но даже если речь не идет о будущей профессии, с ними навсегда остается хороший вокал «для себя» и умение отличать настоящую музыку от ширпотреба, которым зачастую пичкает сегодня публику та же отечественная эстрада. А еще – умение слышать того, кто рядом.
Ольга МАКАРОВА.