Ставрополю пора включаться в краевую систему туризма
Ярослав Распутин
В Ставропольском краевом музее-заповеднике имени Прозрителева и Праве прошёл «круглый стол» «Историческое, социально-культурное наследие как фактор развития туризма». На нём выступили работники музея, преподаватели и студенты СКФУ.
Работники музея рассказали о своём проекте «Ставропольская диагональ» и о том, как видят роль музеев в развитии туризма.
– В 60 — 90-е годы туризм для музея выглядел так: подъезжал к дверям автобус с группой туристов, половина группы шла за покупками в ЦУМ, половина – на экскурсию в музей. Мы можем и дальше сидеть и ждать такой автобус, но его нет. А между тем музеи обладают рядом стартовых преимуществ для организации туризма, – считает Николай Охонько.
Директор выделил три сильных стороны музея на рынке туристических услуг: это самый полный банк данных о достопримечательностях, высококвалифицированные кадры и то, что музей уже имеет опыт работы с туристами. При этом есть и проблемы – внешние и внутренние. Среди основных – старение кадров и разрушение памятников архитектуры. Особенно плохо дело с сохранностью памятников обстоит в республиках Северного Кавказа.
Работники музея предложили создать систему туристических маршрутов «Ставропольская диагональ», пересекающую Ставрополье и уходящую в республики вслед за остатками первых русских крепостей и редутов на юге. Опорными точками для неё должны стать музейно-исторические корпуса, состоящие из музеев и закреплённых за ними туристических объектов – природных достопримечательностей и памятников. В Ставрополе таких комплексов краеведы выделили семь, в Дагестане – четыре и по одному в остальных республиках. При этом Ставрополье отличилось лучшей в регионе сохранностью памятников и самыми большими показателями посещаемости музеев, поэтому край может стать модельным в развитии местного туризма.
Ольга Колпачёва, профессор кафедры иностранных языков и туризма СКФУ, рассказала участникам о таких видах туризма, как индустриальный и промышленный.
Индустриальный туризм – это популярное неформальное течение, имеющее множество разновидностей. Молодые люди с охотой путешествуют по крышам и подвалам, проникают в заброшенные здания и особенно неработающие заводы и фабрики.
По утверждению Ольги Юрьевны, чуть ли не половина респондентов, которых опросили ее студенты, готовы заняться таким видом туризма, если с ними будет опытный инструктор. Отсюда профессор делает вывод, что индустриальный туризм – перспективное направление для развития организованной туристической деятельности.
Жаль огорчать, но такой вид туризма не нуждается в организации, и если отдельные проводники ещё будут в нём уместны, турфирмы никакого успеха достичь не смогут.
«Цивилизованной разновидностью» индустриального туризма Ольга Колпачёва назвала промышленный. Он особенно популярен у школьников, определяющихся с выбором будущей профессии, но, к сожалению, редкое предприятие готово пускать в свои цехи группы школьников.
– На Западе, – отмечает докладчик, – если предприятие не готово провести у себя экскурсию – это плохой знак для его имиджа.
В Ставропольском крае, резюмировала Ольга Юрьевна, есть спрос на индустриальный и промышленный туризм, но нет предложения, и это – упущение, исправить которое выгодно всем.
К сожалению, пока находящийся на отшибе Ставрополь выпадает из дискурса проблемы развития туризма. А зря. Ведь кроме уникальных музея-заповедника «Татарское городище» и двух скелетов южного слона (все в распоряжении краеведческого музея) сам город и его окрестности обладают достаточным потенциалом для культурного, рекреационного, развлекательного и промышленного туризма.