Чтобы узнать мнение заинтересованных в изменении тарифов транспортников, редакция «Вечернего Ставрополя» пригласила к разговору на эту весьма актуальную тему генерального директора объединения «Ставропольавтотранс» Омара Айдамирова и директора ООО «Автолайн-Юг» Дениса Слинько.
Они говорили о себестоимости перевозок на некоторых маршрутах. К примеру, Денис Иванович сказал:
— Наше предприятие видит, что при нынешней тарифной политике мы идем не к обновлению, а к тому, что нам не хватает средств для поддержания имеющегося парка в подвижном состоянии. Неоднократные повышения цен на ГСМ, особенно в конце июля, в августе, здорово повлияли на экономику предприятия и на частных предпринимателей. Сейчас по двум этапам конкурса мы одержали победу на четырех маршрутах — это порядка 150 человек. После завершения конкурса планируем привлечь к работе на маршрутах в два раза больше автоперевозчиков.
Могу сказать, что, по нашим расчетам, минимальный тариф должен быть не менее 12 рублей — в этом случае мы будем иметь возможность обновлять подвижной состав, сохраняя при этом среднюю заработную плату.
А с нового года грядут новшества в налогооблагаемой базе: за каждое посадочное место в маршрутке мы будем платить порядка полутора тысяч рублей налогов. В «Газели» таких мест 13 — вот и считайте! Если сейчас большинство транспортников находятся на так называемом «вмененном» доходе — порядка 600 рублей за транспортное средство в квартал, то с 1 января 2008-го только налог увеличится примерно в 20 раз! При нынешнем тарифе предпринимателю просто невыгодно будет содержать машину. И перевозить будет некому.
Я спросила, не опасаются ли транспортники, что «политический момент» вмешается — впереди выборы в Госдуму РФ, в Ставропольскую городскую Думу.
— Мы не исключаем этого, но все же будем отстаивать наши интересы, — сказал Омар Имранович Айдамиров. И добавил: — Я раньше работал в СПАТП-1, еще в советские времена, когда на рынке городских перевозок частников не было и в помине. Но и тогда автобусный парк, состоявший из 320 автобусов плюс троллейбусы, был дотационным. А сейчас у нас меньше ста автобусов. Кстати, общественный транспорт так же дотируется даже в капиталистических странах. Когда начались трудности в экономике нашей страны в 90-е годы, «частник» город выручил. Продолжает выручать и сейчас. Так что политика тут ни при чем. Можно для политики предложить даже снизить цены на перевозки. Но когда хлеб дорожает, топливо не становится дешевле. Если «включать» политическую составляющую, то в этом случае и частнику надо сказать: «Дорогой, давай мы тебе будем продавать газ по 8 рублей, а не по 11».
— Жители города справедливо будут ставить вопрос в первую очередь о качестве обслуживания на маршрутах в связи с повышением цен. Люди скажут: мы готовы платить, но подайте нам маршрутку через каждые три минуты, будьте вежливы, работайте качественно и безаварийно. Думаю, что такие требования оправданы.
— Это верно, — сказал О. Айдамиров. — Но регулярное движение и безопасность требует материальных затрат. Предприятие должно нести ответственность, на это и направлена вся транспортная политика города. То есть транспортное предприятие должно быть подразделением с почти воинской дисциплиной. А для этого нужны ресурсы. Связь прямая, сколько ни рассуждай! Так что политика политикой, а работа работой. А нам говорят: вы сначала обеспечьте качество, а потом деньги требуйте. Но кто смотрит на трудности самого предпринимателя? Все коммунальные услуги тихо-спокойно дорожают, продукты дорожают. Вы обращали внимание: едет маршрутка по городу, а на ней написано: «Продается». Почему? Да потому, что человек уже «не тянет». Ему надо теперь продать эту «Газельку», пойти закрыть свой кредит. А дальше куда? Наверное, легче ему на базаре будет сидеть, ездить за товарами в Турцию-Москву, купил-продал… Да только кто и на чем к нему приедет?
Мои собеседники говорили и о ценах на пассажирские перевозки в городах края, ЮФО, в Москве. Привели в пример Кисловодск: там протяженность маршрута максимум 5 километров, коэффициент сменности 2, затратная часть на оборотный рейс раз в 5-6 меньше, чем в Ставрополе. А у нас в среднем «круг» — 48 километров. Так что и такие нюансы учитывались при расчете будущего тарифа.
В нашем разговоре прозвучала и такая мысль: горожане психологически готовы к росту цен на проезд в маршрутных такси. Это отчасти верно: не раз приходилось и мне слышать: пока эту мелочь отсчитаешь — легче водителю десятку передать. Так что жителям Ставрополя, вероятнее всего, придется привыкать и к этой данности — проезд в «Газели» скоро подорожает.
За комментарием я обратилась в комитет городского хозяйства администрации города, в чьем ведении находятся вопросы транспортного обслуживания населения.
— С какого числа горожанам следует ждать повышения цен на проезд в маршрутных такси?
— Точно не скажу, — ответил заместитель директора комитета Роман Редько, — все зависит о появления в свет правового нормативного акта, который выпускает уполномоченный орган по регулированию цен — это краевой комитет по государственному заказу и ценовой политике. По регламенту они рассматривают заявки в течение месяца. Наши документы оказались там недели три назад. Так что ориентировочно, в конце октября, мы узнаем точно, с какого числа и на сколько повысятся цены.
Сейчас речь идет о стоимости перевозки пассажиров в маршрутных такси типа «Газель». В перспективе на следующие два-три года ее необходимо увеличивать до 12 рублей. Так выходит по всем нашим экономическим подсчетам и обоснованиям, которые мы направляли для согласования в Минтранс и краевой комитет по ценам. Эта работа началась еще в марте текущего года. В начале октября, получив согласование в Минтрансе, мы передали эти документы в краевой комитет по государственному заказу и ценовой политике. Это были данные о пассажиропотоках на каждом маршруте, о видах используемого топлива, о заработной плате и ряде других показателей. Если учесть, что пассажирские перевозки в городе осуществляют около полутора тысяч «частников», то можно себе представить, насколько громоздкой по времени оказалась эта работа.
— Вопрос о ценах на товары и услуги остро стоит и на федеральном уровне, им занимается правительство и президент. Выходит, транспортники нашего города в этой ситуации идут «наперекор»?
— Нет. Мы как раз не очень заинтересованы в столь непопулярных мерах. Но объективная ситуация на рынке заставляет и транспортников думать о хлебе насущном — в прямом смысле слова. Ведь и по ту, и по другую стороны дверцы маршрутки — люди. Водителям нужно так же кормить свои семьи, покупать бензин, запчасти, платить налоги. Так что такое решение основано на расчетах расходов предприятий. Не секрет, что один газ подорожал почти на 50 процентов — это сразу увеличение состава затрат, уменьшение прибыли, уменьшение зарплаты, уменьшение расходов на поддержание технического состояния машины. Оставить тарифы на прежнем уровне значит сильно рискнуть: мы отлично знаем, что это приводит сначала к сокращению дневного выпуска транспорта для перевозок, а потом — и вовсе к остановке. Взаимосвязь эта не мгновенная, но очень жесткая.
— О каких цифрах идет речь?
— Наши расчеты показывают, что при существующем пассажиропотоке и нынешних затратах на текущий и будущий, 2008 год минимально необходимый тариф составляет 10 рублей. Чтобы «заморозить» тариф на следующие 2-3 года, его необходимо установить на уровне 12 рублей.
По крупногабаритному транспорту, подчеркну, тариф подниматься не будет!
Лариса РАКИТЯНСКАЯ.