Страница, которую не перевернуть
Елена Павлова
В понедельник у подножия монумента «Холодный родник» появилась еще одна братская могила. Были преданы земле останки пятнадцати человек, расстрелянных фашистами в 1942-м — страшном для Ставрополя году оккупации.
За полгода оккупации Ставрополь потерял порядка восьми тысяч жителей. Таких затерянных могил, как та, на которую в Русском лесу наткнулись «черные копатели» в августе 2009 года, наверняка много. Фашисты расстреливали людей группами: коммунистов, евреев, семьи парт-хозактива, если они по каким-то причинам не эвакуировались, подпольщиков... Эти пятнадцать человек тоже не были солдатами. Судебно-медицинская комиссия установила, что в этой группе расстрелянных (пулевые повреждения костей не оставляют сомнений в причине смерти) были старики, женщины, шестеро детей (младшему — 6 лет). Так что это были мирные жители нашего города.
В траурной церемонии захоронения останков погибших приняли участие глава города Николай Пальцев, председатель городской Думы Евгений Луценко, настоятель храма Святомученика Пантелеймона Целителя протоиерей Павел (Самойленко), раввин Ставропольского края и Ставрополя Александр Нестеров, заместитель муфтия Ставропольского края Мухтар-Хаджи Гаджиев, представители общественных организаций.
– В этом году мы отметили 65-ю годовщину Победы, 67 лет со дня освобождения нашего города, - сказал на траурном митинге мэр Николай Пальцев, - отголоски войны звучат до сих пор. В такие моменты, как сегодня, в очередной раз осознаешь, сколько личных трагедий вместил в себя период оккупации — эта трагическая страница истории Ставрополя. Мы вспоминаем ее накануне светлой даты — Дня города, вспоминаем наших погибших жителей и солдат, которые сложили головы, освобождая его.
Мы склоняем головы в память о жертвах Великой Отечественной. Чтим память тех, кого сегодня предаем земле. Это были наши жители, наши земляки.
Протоиерей Павел провел заупокойную службу. Останки погибших были преданы земле. Теперь они покоятся у подножия монумента «Холодный родник» - это мемориальное место, как в определенной степени и сам Русский лес. Сколько расстрелянных в период оккупации горожан покоятся в неизвестных пока захоронениях, где эти ставшие просто землей и травой могилы, доподлинно сказать невозможно. При администрации города весной создана специальная комиссия, специалисты мэрии, ученые-краеведы, археологи, представители общественных, ветеранских организаций работают совместно, чтобы отыскать другие безымянные захоронения. Конечно, это займет много времени, сил, и вряд ли удастся установить имена погибших. Слишком много времени прошло. Говорят, война не кончается, пока не похоронен ее последний солдат. То же можно сказать о жертвах войны. Они, невинно убиенные, заслуживают того, чтобы в годовщину освобождения города, до которой им не суждено было дожить, нынешние горожане положили на их могилу цветы. И война, и оккупация нашего города — это страницы истории, которые в памяти на все времена. Их нельзя перевернуть.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА