Стражи земли русской
Говоря спортивным языком, юбилейный победный год, оттолкнувшись от января, вышел на финишную прямую. И мне снова вспоминаются маршруты на пути следования поезда мира «Ставрополье», совершившего чуть более четверти века назад памятную поездку по пяти союзным республикам тогдашнего СССР.
На высоком берегу Волхова, у стен древнейшего Новгорода, где была очередная остановка поезда, стоит на площади Победы величественный памятник. В нем, как, пожалуй, в никаком другом, тесно переплетаются века. Несущийся на вороном коне воин с мечом в руке - это старина. Изломанная свастика под копытами коня - уже наш век. Башня с бойницами - это древний Новгород. Башня танка - наше время. Ладья с пиками, секирами, щитами - снова старина. Орден Победы на священном знамени - наши дни. В лаконичной, образной форме скульптурные композиции памятника раскрывают главную мысль - разгром темных сил, победу добра над злом, торжество народа-победителя. Бронза и гранит поют славу древним новгородским дружинам, выступавшим на защиту родной земли от нашествия чужеземцев, славят партизан и советских воинов, освобождавших от коричневой чумы фашизма Новгород, страж земли русской.
Стоит у памятника фронтовик, участник поезда мира Иван Акимович Непран. Смотрит на тихий, неторопливо бегущий Волхов, и невольно воспоминания уносят его в сороковые-роковые. Вспоминает он свой саперный взвод, который наводил мосты, сооружал плоты для переправы, готовил настил для прохода воинских частей по болоту в северо-западной части Новгорода.
- После прорыва блокады Ленинграда - это во второй половине января - наша бригада проложила настилочную дорогу от Малой Вишеры на север к Новгороду, - вспоминает ветеран. - Задача нашей бригады была такова, чтобы войска как можно быстрее проходили вперед. Мы строили мосты, дороги, разминировали минные поля. В этих минных проходах было часто и густо, как говорится, дощечек, направленных на Запад. А на них надпись: «Мин нет. Проход свободен. Непран». То есть моя фамилия там значилась.
Воевал солдат. Получал ранения и награды. Терял боевых друзей. Но упорно продвигался на Запад, к Победе. О своих фронтовых буднях много лет спустя будет он рассказывать на встречах с пионерами 24-й новгородской школы, в музее которой висит фотография Ивана Акимовича и его однополчан. Дважды побывал фронтовик у своих юных друзей. Теперь Непрана привез в Новгород поезд мира. Стоит он у стенда с фотографиями и с грустью замечает, как с годами недосчитывается тех, с кем делил пополам фронтовые невзгоды. И вспоминаются ему стихи поэта:
Грустить, конечно, есть причина.
Не зря печалюсь я подчас:
Мои друзья и побратимы,
Как много потерял я вас.
Легли в атаках и окопах
Задымленных сороковых.
На тайных партизанских тропах
И на дорогах фронтовых,
А я иду, несу сквозь годы
Седую голову свою.
На всем пути, во всех походах
И вы со мной в одном строю.
Наш славный путь был нами начат
Из юности, сроднившей нас.
И, если я остался, значит,
Иду за всех: таков наказ.
Автобусы с участниками поезда мира идут по улицам Героев Советского Союза Ивана Герасименко, Александра Красилова, Леонтия Черемного. Маршрут выбран не случайно. Эти улицы носят имена трех советских воинов. Закрыв своими телами амбразуры вражеских дзотов, они совершили единственный в те годы групповой подвиг подобного рода. Бой шел в четырех километрах от Новгорода. Взвод лейтенанта Поленского вышел к передовой линии фашистских укреплений, обнаружив и уничтожив на своем пути три вражеских дзота. Неожиданно в тыл взводу ударил огонь из ранее молчавших, незамеченных дзотов. Бойцы были прижаты к земле. И тогда от группы отделилась тройка бойцов и поползла назад, к дзотам. Солдаты успели проникнуть в непростреливаемое пространство. Гранаты кончились. Но были три горячих сердца, которые могли закрыть огнедышащие воронки. И солдаты поднялись навстречу бессмертию. Ради жизни тех, кто сегодня, чтя память погибших, всеми силами пытается предотвратить новую войну. Ради жизни 15 тысяч новгородцев, вышедших в тот октябрьский день 1983 года на антивоенную манифестацию. Ради жизни ставропольцев, совершивших свой благородный марш мира. Ради жизни группы учителей из датского города Скиве, также приехавших в Новгород с миссией мира.
Слегка моросивший вначале дождь заметно усилился. Поднялся ветер. Посыпал снег. Вспыхнули факелы прожекторов, осветивших тысячи манифестантов, высоко поднятые транспаранты и лозунги. А датчане в штормовках и альпинистских шапочках обнялись и образовали вокруг микрофона полукруг, запели антивоенную песню, написанную еще в 1936 году Нордолом Гризгом. Песня «Призыв к молодежи» рассказывала о судьбе человечества в будущем. Каково будет мое оружие в борьбе? - звучит в песне вопрос. И тут же звучит ответ: мое оружие - это вера в жизнь, уважение к людям.
Именно с этой святой верой в жизнь, верой в торжество справедливости, верой в победу прошел нелегкими дорогами войны ставрополец генерал-майор в отставке Михаил Бабуевич Дзилихов.
- Извечные защитники рубежей Родины! - обратился к новгородцам старый солдат. - Мы, труженики Ставрополья, приехали к вам поездом мира с миссией дружбы, чтобы вместе с вами у этой легендарной святыни - памятника защитникам Руси и героям Великой Отечественной войны - дать решительный отпор зачинщикам новой мировой войны.
Следующая остановка поезда мира была в еще одном древнейшем городе страны, страже земли русской - Смоленске. В сквере Памяти героев прошел семитысячный антивоенный митинг, посвященный Всемирной неделе активных действий за разоружение. Ставропольская делегация возложила к Вечному огню гирлянду Славы. На митинге выступила участница освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков ставропольчанка Наталья Ивановна Евланова. Она выразила самые сокровенные мысли женщины, матери, фронтовика:
- В жизни каждого человека бывают минуты, когда он серьезно задумывается над словами: Родина, свобода, мир. Я хочу, чтобы наши дети и внуки не знали, что такое война, чтобы не слышали взрывов бомб, чтобы был мир. Мы, ставропольские сторонники мира, всем сердцем поддерживаем мирные инициативы нашего правительства, ибо не может быть важнее вопроса, чем борьба за мир. Мир можно отстоять, если за него решительно бороться.
Наталья Ивановна Евланова ехала в Смоленск не только как участница поезда мира. Она ехала на встречу со своей спасительницей, смолянкой Юлией Петровной Поповой. 24 октября 1943 года в тяжелых боях за город командир отделения разведки Евланова была тяжело ранена. Санитары и медсестры не успевали выносить с поля боя раненых, оказывать им медицинскую помощь. И Наталью Ивановну, а в те годы просто Наташу, подобрала и принесла к себе женщина, которая жила тогда с матерью-старушкой. Ухаживали они за ней, как за дочкой, целую неделю лечили. А потом был госпиталь. Но и сюда часто наведывалась Юлия Петровна, справлялась о здоровье, приносила нехитрые гостинцы. Так и подружила война двух простых русских женщин. «Вы - наша освободительница», - любит говорить одна. «А вы - моя спасительница», - отвечает другая. И когда стоят обе женщины, пережившие войну, у монумента «Скорбящая Мать», пронзают их сердца вот эти строки:
Я - Мать Скорбящая. Как совесть, я бессонна.
Замученных людей я помню каждый стон.
Пусть знают палачи, что нет святей закона,
Чем справедливого возмездия закон.
Вот почему отцы и матери стараются сегодня так воспитать своих сыновей, чтобы они смогли стать надежными защитниками Родины. Выступивший на митинге Герой Социалистического Труда Арнольд Валентинович Двиньянинов признался, что у него один сын, и он мог бы выбрать любую мирную профессию, но он решил стать военным. После окончания училища будет служить в Вооруженных силах.
А ведь минувшая война до сих пор продолжает напоминать о себе. Незадолго до приезда поезда мира «Ставрополье» в Смоленск, город проводил субботник, посвященный 40-летию со дня освобождения. На одной из улиц бульдозерист рыл котлован под фундамент. Ковш наткнулся на неразорвавшуюся авиационную бомбу в 250 килограммов. Снова глянула из десятилетий война.
Ставропольцев, участников поезда мира, провели по мемориальной зоне Смоленска, посвященной двум Отечественным войнам, прошедшим по России, - 1812 года и 1941-го. И как великая благодарность русскому народу, умевшему во все века стойко выдерживать любые испытания, звучит обращение Кутузова к смолянам: «Смоленские жители, любезные соотечественники! Живейшим восторгом извещаюсь я отовсюду о беспримерной верности и преданности вашей любезнейшему Отечеству. В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимость духа своего. Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжкие оковы. Но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне».
Бьется у смоленской стены Вечный огонь. Как великий гимн мирной, завоеванной в боях тишине. Как священная Память о героях Великой Отечественной. Как рассказал экскурсовод, зажжен он почетным жителем города Смоленска и города Берлина Героем Советского Союза Михаилом Егоровым, который водрузил вместе с Мелитоном Кантария в мае 45-го победный флаг над поверженным рейхстагом. Стоят в минуте молчания у Вечного огня ставропольцы. И каждый думает о самом главном, что тревожит сердца честных людей - о мире, который необходимо беречь, необходимо сохранить.
В центре герба города Смоленска изображена тяжелая старинная мортира как символ воинства русского, присущего этому древнейшему городу, стражу земли русской. А на мортире - птица райская как символ мира и спокойствия. Образно выразил символику герба города Смоленска поэт Николай Рыленков:
Живой комочек пуха на металле
Напоминает миру, что из века в век,
Чем яростнее пушки громыхали,
Тем больше мира жаждал человек.
Виталий Задорожный.