СТРЕСС – МОЖНО ЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ С ТОБОЙ?
Ольга МетёлкинаВ тридцатые годы прошлого столетия западный ученый Ганс Селье экспериментально доказал, что организм человека каким-то особым образом реагирует на разнообразные внеплановые ситуации жизни. И назвал подобную реакцию человека словом «стресс».
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование – штатное или нештатное. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепёке мы потеем - и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиение становится чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды, тем самым улучшая кровоснабжение мышц.
И если подобные нагрузки организм получает периодически в виде своеобразных тренировок, то это - штатная работа, так как он знает ее и готов выполнять. Если же подобным образом (одноразово) подниматься вверх нас заставили иные обстоятельства, то это заштатная ситуация, и тогда это стресс для организма.
С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения - приятная или неприятная ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Результаты двух событий – горя и радости - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие может быть одинаковым.
Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что любые нештатные реакции одинаковы для всех видов воздействия.
Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций. На первый взгляд, трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких свойств, как температура, цвет или форма.
В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из «горячих» спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина «стресс» и его механизмов?
Вся трагичность попадания в стрессовое объятие заключается в том, что адаптационные процессы, которые вызваны необходимостью приспособления к нештатным ситуациям, зачастую требуют от организма запредельных условий работы, которые он выполнить не всегда в состоянии. Помните эту красивую легенду о том греческом воине, пробежавшем от города Марафон до Афин (42 км 192 м), чтобы сообщить радостную весть о победе своей армии, и тут же упавшем замертво, так как организм не выдержал физической перегрузки. Или в дни чемпионата мира по футболу вдруг кто-то из болельщиков победившей или проигравшей команды умирает прямо у телеэкрана, не выдерживая психологической перегрузки.
Как в первом, так и во втором случае требования адаптационных процессов для возвращения в норму были нереальными для организма людей. Адаптация не спрашивает, можешь или нет, готов или нет, она просто требует своего, невзирая на базовые возможности человека. Даже интересно, почему природа не согласовала запросы и возможности и не выставила шлагбаум защиты.
Исходя из вышесказанного, просматриваются несколько возможных защитных действий от воздействия стресса. Самое эффективное оружие – научиться контролировать всплески эмоциональных реакций на любые жизненные обстоятельства. Ведь люди в основном гибнут или заболевают не от самих происшествий, а от реакции на эти события. Зачастую на одну и ту же тревожную новость два родственника могут реагировать по-разному. Один может разволноваться вплоть до потери контроля над собой, другой, естественно, тоже переживая, скажет: «На все Воля Божья» или «Все, что ни случается, - все к лучшему».
Как научиться выдержке? Необходимо внедрять в свою бытность убежденность в том, что ничего в жизни просто так не происходит, на все есть свои причины, то есть жизнь по законам случая исключена. Во-вторых, все то, что случилось еще секунду назад, уже история, которую, как правило, невозможно подправить, и ее надо принимать как уже свершившийся факт. И, в-третьих, все происходящие с нами события (хотим мы их или нет) мы готовим себе сами в течение длительного времени. И главное – ведь и на самом деле на все Воля Божья, и, к сожалению, а быть может, к счастью, нам не дана возможность знать о ее намерениях. Мы неоднократно напоминали в предыдущих статьях о выборе так называемой серединной линии жизни – когда умение сглаживать любые эмоциональные перекосы становится своеобразным щитом защиты от возникновения стрессовых ситуаций.
Кроме вышесказанного и специальная физическая подготовка нашего организма может тоже играть значительную роль в преодолении стрессовых ситуаций. Что же происходит при стрессе? Адреналиновая атака заставляет работать сердечно-сосудистую систему на максимальных оборотах. Сердце, пытаясь выполнить эту работу, переадресовывает нагрузку по периферии, но наши капилляры ввиду нетренированности находятся в слипшемся состоянии, и рассредоточить нагрузку в этой связи оказывается нереальным. И тогда вся эта мощь, возвращаясь назад, наносит страшный удар по сердечной мышце, которая может и не выдержать подобной нагрузки. Поэтому-то в старину подобные явления и назывались разрывом сердца, что и соответствовало истинному положению вещей. (В технике подобное называется гидроударом, под воздействием которого рвутся трубы в системе водоснабжения.) Во избежание подобного нам нужно поддерживать в готовности периферию кровеносных сосудов. Для этого необходимо использовать так называемые упражнения на «задыхание», то есть либо использовать скоростные пробежки, максимально быстрые подъемы по лестнице, скоростные отжимания от пола и т.п., то есть любую физическую нагрузку, при которой бы частота сердечных сокращений увеличивалась как минимум в полтора раза, лучше в два. При этом использование времени для нагрузки должно быть минимальным – от 30 секунд до минуты. Интересно, что в практике большого спорта адаптационные процессы играют обратно-негативную роль, не позволяя спортсменам длительное время сохранять пик формы для подтверждения высоких результатов, то есть приспосабливаясь к нагрузке, организм для выполнения движения выделяет меньшее количество энергии, тем самым снижая способность к пиковому (рекордному) проявлению качеств спортсмена. И в этой связи основная забота тренеров и самих спортсменов состоит в том, чтобы порог адаптации был отодвинут за счет более высоких нагрузок или иных педагогических приемов. Кстати, использование допинга - это не что иное, как искусственный стресс, то есть запрос большего количества адреналиновой подпитки.