Жизнь и память
Сегодня тут ждут гостей — мальчишек и девчонок из кадетской школы имени генерала Ермолова. А потому форма одежды — парадная. У большинства собровцев — вся грудь в орденах: медали «За отвагу», ордена Мужества. Это действительно боевые награды. У старших за плечами — первая и вторая чеченская, Буденновск, Первомайское, освобождение заложников в Минводах, у тех, кто помладше — спецоперации в соседних республиках и Нефтекумском районе Ставрополья. На их счету — спасенные жизни, в частности — и тех детей, которые, наверное, никогда не узнают, что их школа могла быть захвачена боевиками, как бесланская. Но этого не случилось, потому что информация была получена заранее, и по этой информации начали действовать милицейские спецподразделения. В феврале, к пятой годовщине двухдневного боя в Тукуй-Мектебе, что на самом востоке Ставропольского края, мы напишем отдельный материал. А пока, до прихода кадетов, мы сидим с замкомандира отряда Сергеем Коцурба и говорим о памяти… Стылым февральским вечером 2006 года именно Сергей Константинович вел свою группу на штурм дома в Тукуе, где засели боевики… В том бою погиб Женя Харченко… А за полгода до этого в Ямангое того же Нефтекумского района тогда еще майор Коцурба, сам получивший касательное осколочное ранение головы, вытаскивал из-под огня своего смертельно раненного друга подполковника Олега Воронцова… За несколько лет в этом восточном районе края уничтожены порядка двадцати главарей, бандподполье обезглавлено. Сейчас боевики несколько сменили тактику. Обстановка на Кавказе, как мы знаем, остается стабильно напряженной… А горячие командировки (краткосрочные и долгосрочные) остаются привычной работой отряда. Кроме своей непосредственной работы полковник Коцурба руководит фондом «СОБР». Он создан для того, чтобы иметь возможность помогать семьям погибших и умерших сослуживцев… Собирают, что называется, с миру по нитке — сами сотрудники спецподразделений и, как говорится, добрые люди, которые понимают, что эти настоящие русские воины делают для безопасности нашей и наших детей гораздо больше, чем мы сами… Юрий Иванов (гендиректор «ЮгСтройИнвеста»), Владимир Зайцев (предприниматель из Сибири, по корням — ставрополец), организация «Жилье 21 век», газовики из поселка Рыздвяного…
Нельзя предавать мечту
… Подполковник Алексей Акинин, который в отряде по совместительству еще и летописец, и собиратель архива, и ответственный за связь с общественностью, тем временем готовится к приходу гостей. Ребятам рады, ОМСН хоть и в определенной степени закрытое подразделение, а гордостью за свой отряд хочется поделиться. Тем более что в этот день собровцы ждали, можно сказать, коллег. В школе имени Ермолова даже класс есть соответствующий, и ребята с гордостью носят звание «кадет специального назначения». А оно непросто дается — его завоевать надо. Десятикласснице Алене Ильичевой из многочисленных испытаний тяжелее всего дался марш-бросок с полной выкладкой. Зато это была победа, и Алена готова и дальше защищать свой спецназовский статус. У нее характер в отца — он тоже офицер, да и сама девушка свою жизненную стезю уже определила — хочет поступать в военное училище.
У ребят глаза светились, когда они получали грамоты из рук настоящих спецназовцев. Им показали фильм об отряде, офицеры рассказали о себе и своих друзьях-товарищах. Может быть, не все, особенно пятиклашки, до конца поняли фильм, снятый для взрослой и знакомой с перипетиями нашей жизни аудитории. И лучше бы им и во взрослой жизни не научиться понимать, почему, например, тот же Сергей Коцурба в определенный момент своей жизни думал уйти, как он сказал в кадре, «хоть в комбайнеры», если выпустят боевиков, которых брала его группа… Так, случалось, бывало… Но тех боевиков не выпустили, Сергей остался в СОБРе. Но, что точно запомнят ребята, это рассказ полковника спецназа о том, как он шел к своей мечте. В десантное училище не подходил по здоровью, но тренировался и поступил, а потом — уже во время учебы — неудачный прыжок, и на мечте, казалось, придется ставить крест. Но в жизни мирного государства уже тогда обозначались «танкоопасные направления» и будущие «передовые», а у парня было стремление находиться именно там… Так он пришел в СОБР — и право служить здесь тоже пришлось доказывать. И он доказал… В этом отряде, как и в десанте, говорят: «Никто, кроме нас»… Это не просто слова, а мироощущение каждого, кто здесь служит.
А главный совет Сергея Константиновича мальчишкам и девчонкам был только один:
– Если у вас есть мечта, добивайтесь ее осуществления, какие бы препятствия ни возникали. Не отказывайтесь от мечты — только так вы научитесь побеждать…
Мальчишки интересовались, с каких лет берут в СОБР и, по-моему, расстроились, что не после школы, а нужно окончить соответствующий вуз. Им пока кажется, что 23—24 года им будет еще очень нескоро… А конкурс, как рассказал Алексей Акинин, здесь достаточно большой — служба требует мощной подготовки, не только физической. Но желающих служить много — есть из кого выбирать…
Миловидная пятиклашка, по росту — совсем кроха, долго тянула руку, как на уроке:
– А девочек берут в СОБР?
Двухметровый Алексей ласково улыбнулся:
– В нашем отряде девушек нет, но в других, как мы знаем, служат… Может быть, когда вы вырастете, и к нам девушек будут принимать…
Служу России и спецназу
И все-таки СОБР — это мужская работа. Подполковник Акинин рассказывает, что в этом году группами Ставропольского ОМСН задержаны более 50 членов незаконных вооруженных формирований, один уничтожен при боестолкновении, много изъято оружия и боеприпасов — в том числе 87 мин, освобождены 11 человек, насильно удерживаемых бандитами и преступниками…
– А почему отряд называется «Зверобой»?
Оказалось, название дано по библейскому преданию о траве, выросшей у креста, на котором был распят Христос. Листья и стебли напитались его мученической кровью и с тех пор дают людям силу для борьбы со страхом в своей душе и боя с ползающей по земле нечистью.
После этих слов грамоты от Ставропольского СОБРа мальчишки получали как боевые награды и как настоящие солдаты Отечества отвечали: «Служу России и спецназу».
Потом было возложение цветов. Сняв головные уборы, мальчишки и девчонки стояли в фойе, отдавая дань памяти пятерым спецназовцам, погибшим в Чечне, Дагестане, Ставропольском крае. Большинству из этих парней не было и тридцати…
… Сейчас ОМСН получает новое вооружение. Жаль, конечно, что из-за секретности машины ребят не допустили внутрь российского «Тигра» - новой модели, но по новому БТРу они налазались от души. С удовольствием позировали нашему фотокору на водительском месте, в люке, на башне, по-дружески обнявшись с пушкой. Узнали много о ней интересного — и как может стрелять и вышибать ворота, как может преодолевать водные и сухопутные преграды…
Вместе с офицерами гостей с новой бронетехникой знакомил любимец всего отряда чернявый голосистый щенок по кличке Фугас, который дополнял слова гидов своим оглушительным лаем.
А в оружейной комнате ребята, особенно мальчишки, деловито осматривали новые образцы оружия — пистолет, из которого можно из-за угла стрелять, гранатомет, светошумовое оружие…
…В уголке скромно стояла огромная деревянная булава, неподъемная для неподговленного, но привычная для ежедневных тренировок в отряде.
– Это первое оружие спецназовца, — улыбаясь, пояснил Алексей Акинин.
Кадетам расходиться явно не хотелось. Возможно, для кого-то из этих пока еще совсем юных гостей отряда этот день стал рождением мечты о нелегкой, опасной, но очень нужной работе, где человек в ответе за все, где живут по принципу «Никто, кроме нас»… И это не только работа, это судьба. Судьба специального назначения.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА