Судьба вымогателя
Срок для шантажиста
Как известно, Остап Бендер знал «четыреста сравнительно честных способов отъема денег», которые, что греха таить, вожделенного богатства так ему и не принесли. Некоторые современные последователи великого комбинатора пошли куда дальше своего знаменитого предшественника. Например, наш герой, о котором речь пойдет ниже, придумал четыреста первый и, как ему казалось, безотказный способ — вымогательство, сопряженное с шантажом.
Речь идет об экс-сотруднике НК «Роснефть-Ставрополье» кисловодчанине Владимире Тюрине, который пытался «выудить» у руководства компании восемь миллионов «отступных» за нераспространение порочащих НК сведений. За это преступление Ленинский районный суд 28 июля 2011 года приговорил В. Тюрина к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима и 50 тысячам рублей штрафа. Приговор Тюрину был вынесен заочно, поскольку экс-менеджер незадолго до окончания судебного процесса подался в бега и сейчас объявлен в федеральный розыск. Но обо всем по порядку.
Инвалид с прошлым
Так кто он — 62-летний Владимир Тюрин? Ведь нынешняя судимость у него не первая. Есть в его биографии и такой штрих, как уголовное преследование за самоуправство.
Дело было так: в 2006 году Тюрин был осужден за «самоуправство, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения» и был приговорен к трем годам лишения свободы условно за то, что вместе с подельниками пытался «выбить» долг у одного своего знакомого. Вот что, в частности, говорится в приговоре Предгорного районного суда Ставропольского края от 7 апреля 2006 года: «… Судом признано доказанным, что 11 августа 2005 года в 11 часов 30 минут Тюрин В. Р., действуя в группе лиц по предварительному сговору с Беляевым М. В. и Ханджян Г. Л., находясь на территории Предгорного района в окрестностях птицефабрики «Машук»,.. применяя насилие к Щербакову Ю. В., а именно нанося ему удары ногами, руками и деревянной палкой по различным частям тела, причинив Щербакову Ю. В., согласно заключению эксперта, легкий вред здоровью, завладели сотовым телефоном «Самсунг» стоимостью 2000 рублей, в котором находилась СИМ-карта стоимостью 150 рублей, и автомашиной ВАЗ-21093 стоимостью 190000 рублей, принадлежащей Щербакову Ю. В…. При учете степени общественной опасности суд исходит из того, что наиболее активную роль в совершении преступления играл Тюрин В. Р.».
Однако урок, что заниматься «выбиванием» денег нехорошо и уголовно наказуемо, Тюрин, похоже, не усвоил. До того как стать менеджером АЗК №105 ОАО НК «Роснефть-Ставрополье», он тихо-мирно трудился в ООО «Рокада». А в «Роснефти» оказался после структурной реорганизации. Как известно, несколько лет назад состоялось объединение ставропольских активов ООО «Рокада», ООО «Юкос» и ОАО «НК «Роснефть-Ставрополье» в единую структуру – ОАО «НК «Роснефть-Ставрополье». Однако ни один из сотрудников присоединившихся компаний не остался без куска хлеба: всех их «Роснефть-Ставрополье» приняла на работу, им сохранили должности, достойную зарплату, предоставили соцпакет.
Однако повышенные требования, которые предъявляет компания к персоналу, оказались не по плечу многим «новичкам»: тем, кто привык работать по «серым» схемам, приторговывать «левым» ГСМ и относиться к работе с прохладцей, жесткие рамки госпредприятия оказались тесными. Тем более что с этим позорным наследием служба экономической безопасности «Роснефть-Ставрополье» развернула активную борьбу. И не зря: проверки приобретенных АЗС выявили там грубые нарушения: изъятие менеджерами автозаправок денег из кассы для личных целей, реализация некачественных «левых» нефтепродуктов, отсутствие учетной документации. Чтобы исправить ситуацию, руководству нефтяной компании пришлось идти на жесткие меры: заменить на заправках Ставрополя и Кавминвод многих менеджеров и операторов. А поскольку у службы экономической безопасности «Роснефть–Ставрополье» имелась информация, что на некоторых присоединенных АЗС сотрудники пользуются несанкционированными компьютерными программами, позволяющими недоливать топливо покупателям, были заменены и сервисные организации по ремонту и обслуживанию бензоколонок, по установке и обслуживанию контрольно-кассовых машин.
Рупор правды
Именно так себя позиционировал менеджер Владимир Тюрин, приобретший широкую известность после опубликованных им везде и всюду «разоблачений» по якобы имеющимся махинациям в «Роснефть-Ставрополье». Еще будучи сотрудником компании, он внезапно стал яростным «борцом» против нее: в интернет-обращениях господин Тюрин, в частности, рассказал, что во время работы в «Роснефти» курировал ряд бензоколонок. По его словам, два года назад начальство обязало его и других сотрудников установить на АЗС некие компьютерные программы, позволяющие недоливать топливо клиентам и снимать денежные средства, минуя фискальную память кассовых аппаратов. В среднем, как утверждал Владимир Тюрин, АЗС обманывали клиентов на 500 мл c каждых 10 литров топлива. После того как он отказался устанавливать данную программу, у него якобы «возникли трения с руководством компании», и в июле 2010 года он вынужден был уволиться.
Впрочем, интернет-заявлениями менеджер не ограничивался: он отправил десятки жалоб в самые разнообразные инстанции, включая Администрацию Президента РФ: нефтяную компанию и ее руководителей Тюрин обвинял в махинациях с отпуском топлива на бензоколонках. Однако множественные проверки по его заявлениям как собственной службой безопасности «Роснефть», так и государственными проверяющими органами, включая ОБЭП, Рос-потребнадзор и т.д., нарушений, подтверждающих изложенный в жалобах негатив, не выявили.
Как пояснили в самой НК «Роснефть-Ставрополье», подтверждений «шулерства на АЗС» и быть не могло. Компания имеет квалифицированный персонал, современное оборудование, реализует топливо, соответствующее ГОСТу. Контроль начинается при поступлении ГСМ на нефтебазу. На выходе из нее бензин еще раз проходит проверку в лаборатории и получает сертификат и паспорт качества. Далее топливо проделывает путь до каждой конкретной АЗС на специализированных автомобилях, оборудованных системами GPS. Это означает, что все маршруты отслеживаются, а ГСМ контролируется на всех этапах доставки. При приемке горючего на АЗС, оно проходит еще одну проверку на полное соответствие основным показателям паспорта качества. Делаются пробы и подписываются документы, по которым можно четко понять, кто конкретно принимал и передавал товар. Кроме того, на каждой АЗС действует система видеоконтроля. За последние три года в «Роснефть–Ставрополье» проведена немалая работа по предотвращению и выявлению нарушений. Выполнен ряд организационных и технологических мероприятий. В частности, были заменены сервисные организации, обслуживающие АЗК, заправки оборудовали системой управления «ИБС «Трейд Хаус», позволяющей управлять отпуском топлива и формировать сменные отчеты о движении топлива в реальном времени, а имевшиеся топливо-раздаточные колонки заменили на ТРК с фискальной памятью.
Ложь во спасение
Так чем же был вызван внезапный «приступ» разоблачительства? На мой взгляд, банальнейшим желанием Тюрина спасти себя после того, как он неоднократно был пойман за руку на, мягко сказать, нерачительном отношении к вверенным ему материальным ценностям. Когда служба безопасности компании начала проверять регион КМВ, то не оставила без внимания и АЗК, руководителем которого являлся Тюрин. И там не раз выявляли существенные недостатки: в декабре 2007 года в кассе АЗК недосчитались более 31 тысячи рублей, нефтепродуктов не хватало на сумму более 27 тысяч рублей. В декабре 2008 года проверяющие не нашли в кассе 13,5 тысячи рублей, топлива было меньше, чем должно было быть по документам, на 3,5 тысячи рублей. В марте 2009 года в кассе АЗК №105 «не хватило» 20,5 тысячи рублей. Не отличался менеджер и дисциплиной. Коллеги Владимира Тюрина рассказывали, что он подолгу (месяцами) отсутствовал на работе, начальство не могло его найти, а потом менеджер появлялся как ни в чем не бывало с больничным листом в кармане.
Такое отношение к должностным обязанностям, согласитесь, вряд ли могло вызвать восторг у работодателя. Так что Тюрину, надо полагать, срочно потребовалась «подушка безопасности» в виде «правдорубства» и разоблачений.
Оступился на «отступных»
Однако, как известно, имиджем борца за справедливость сыт не будешь. Тем более после увольнения. И тогда «самый честный работник нефтяной отрасли» придумал, как без труда разбогатеть: в июле прошлого года, согласно материалам уголовного дела, он требовал от руководства компании 250 тысяч долларов или 8 млн руб. в виде «отступных» за то, что отзовет свои заявления в правоохранительные органы, в которых он обвинял менеджмент компании в махинациях с отпуском топлива на принадлежащих ей бензоколонках. Угрожал, что, если денег не будет, он продолжит распространять негатив в отношении компании и ее руководителя. Платить наглому шантажисту нефтяники не стали и обратились в компетентные органы. Согласно материалам дела, 16 сентября 2010 года господин Тюрин на встрече с одним из представителей ОАО НК «Роснефть-Ставрополье» получил 1,5 млн руб. В момент передачи денег его задержали сотрудники УФСБ. С него был взята подписка о невыезде.
Однако вот что любопытно. Уволившись из «Роснефти», Тюрин нигде не работал — дескать, занимался своим здоровьем. То есть с деньгами у пенсионера априори должны были быть проблемы. Тем не менее его сын, ранее простой оператор-кассир на АЗС, вдруг оказался владельцем автомойки и цеха по производству памятников. А бывшая жена стала владелицей собственного солидного кафе. Вопрос, который возникает в этой связи: откуда у ближайших родственников «борца за справедливость» деньги на организацию такого солидного бизнеса?
Побег
В ходе расследования и на суде Владимир Тюрин пояснял, что деньги, при получении которых он был задержан, ему, как он выразился, «всучили» обманным путем. По его словам, на встречу с представителем «Роснефти» он приехал потому, что хотел лично встретиться с руководителем регионального подразделения компании для разговора о восстановлении на работе нескольких поддержавших его «борьбу за справедливость» коллег, которые после этого были уволены. Но на встречу, как рассказал господин Тюрин, прибыл другой человек, который сообщил, что гендиректор задерживается на час, и попросил взять сверток с деньгами, чтобы кому-то передать. Впрочем, кому предназначался, по его версии, сверток, В. Тюрин затруднился ответить.
Всего состоялось девять заседаний по делу. Три последних проходили без участия подсудимого — видимо, поняв, что в этот раз ему условным сроком не отделаться, так как доказательства его вины неопровержимы, экс-менеджер скрылся. По некоторым данным, местом «приюта» он избрал Англию.
Впрочем, приговор в отношении В. Тюрина не вступил в законную силу — свою невиновность беглый менеджер с помощью адвокатов намерен доказывать в коллегии по уголовным делам Ставропольского крайсуда. А тем временем на Ставрополье в отношении беглеца закончился еще один судебный процесс: в порядке ст. 152 ГК РФ в суд с требованием о защите чести, достоинства и деловой репутации обратились пять региональных менеджеров «Роснефти», которых Владимир Тюрин обвинял в махинациях с бензином. И в минувшую пятницу Кисловодский городской суд, признав требования истцов законными и обоснованными, удовлетворил их. По решению Фемиды В. Тюрин обязан заплатить истцам по 10 тысяч рублей каждому в качестве компенсации морального вреда, а также опубликовать в СМИ опровержение распространенных им порочащих сотрудников компании сведений.
Сергей Ларионов