Свидетели кого вы?
Наталья ТарновскаяИз огня да в полымя
Мне позвонили прямо в ад — инфекционное отделение для новорождённых. Туда мой ребёнок попал, сначала едва не погибнув при рождении по халатности и безразличию врачей, а затем заработав гнойную пневмонию на аппаратах искусственного дыхания, которыми таких детей оживляют в реанимациях. Картинку для того только даю, чтобы читатель смог понять душевное и психическое состояние матери, которой на вопрос: «Есть ли вероятность развития ДЦП у дочери?», тётка с оловянными глазами отвечает: «Мы не знаем, доживёт ли ваш ребёнок до утра, а вы глупости какие-то спрашиваете…».
А потом бесконечная кровь и крик дочки, крошечное тельце которой сжимается в нервный комочек в ожидании боли, когда ты берёшь её на руки, диагнозы один страшнее другого. Лекарства, на упаковках которых написано, что их в лечении детей применять нельзя, — слишком страшное побочное действие на все системы организма, но другими препаратами из лёгких малышки больничную заразу не вытравить. И так полтора месяца…
— Здравствуй, Наташа, — сказал серьёзный и добрый голос незнакомки, неизвестно откуда взявшей номер моего сотового. — Ты ещё без сознания в реанимации лежала, а мы уже знали о твоём несчастье и молились о здоровье твоей девочки, — голос был мягок и вкрадчив.
— Спасибо… — едва смогла прошептать я и разрыдалась.
За мою разработку взялись с завидной настойчивостью. Звонки стали повторяться регулярно уже на домашний телефон. Со мной пытались вести беседы об истинной вере, и навязывать встречи. Но прогулки, кормления, купания, массажи забирали всё время. Поесть некогда было, не то что по телефону разговаривать и гостей принимать. Короче, не до сектантства совершенно, и от меня отстали…
— Многие секты имеют свои каналы получения информации о людях, попавших в сложные жизненные ситуации, — комментирует мой рассказ протоиерей Игорь (Подоситников), курирующий вопросы, связанные с действием деструктивных религиозных образований на территории Ставропольской епархии. — Адреса и телефоны страждущих и потерянных можно легко получить. Были бы желание и деньги. Горе заставляет людей искать духовную поддержку и, принимая желаемое за действительное, кто-то идёт за сектантами.
Кому истину? Совершенно бесплатно
На вопрос о том, что такое истина, Христос промолчал, ответил только: «Будьте, как дети». То есть абстрактно понимающему нематериальные вещи человеческому мозгу познать истину не дано. Можно лишь приближаться к ней в течение жизни, работать духовно над этим. Достаточно вспомнить хотя бы библейский миф о первом грехопадении человека в лице Адама и Евы. Понятно ведь, что наших прародителей из рая выгнали не за то, что запретный плод слопали. А потому, что сорван он был с дерева познания. И, наверное, на таких деревьях не яблоки растут, а истина. Вот за то, что на Божье замахнулись, и расплачиваемся до сих пор в том же аду нашего здравоохранения.
Но представители некоторых сект уверяют, что они истину знают, и спешат поделиться своими откровениями с другими. Самые навязчивые в этом отношении, пожалуй, Свидетели Иеговы. Какой же духовный путь прошли члены этой организации, что берутся утверждать свет истинной веры в России? Стране, чья история, культура и характер народа выросли на почве религии, основы которой заложены ещё учениками Христа.
Факты — вещь упрямая
Оказывается, этим людям истину сообщили последователи кружковцев по изучению Библии. В конце XIX века в США, в штате Пенсильвания, собралась небольшая кучка не очень хорошо образованных американских фермеров и служащих, и стала самостоятельно изучать Священное Писание. Похвальное занятие. Одна беда — руководителем кружка и основным дешифровальщиком древних текстов стал не богослов и не духовник, а мистически настроенный человек, некий Чарльз Рассел, который все исторические даты и события, описанные в Библии, высчитывал… исходя из параметров пирамиды Хеопса.
Сейчас это слышать странно. Но в те времена египтология была настолько популярна, что так или иначе ею занималось не только мировое учёное сообщество, но и каждый любознательный человек. И утверждение, что пирамиды являются «каменными пророками», было весьма распространённым в околонаучных кругах любопытствующих.
Чарльз Рассел был ищущим человеком. Что он искал? Ну, конечно же, истину — и в науке, и в религии. Затем собственные «научные» и «богословские» выводы сопоставил и получил новую религиозно-научную теорию с весьма интересными положениями.
По ним выходило, что Христос, хотя и сын Бога, но не Бог. Святой Дух тоже по Расселу не наделён божественной сущностью. Дальше получалось, что раз Христос и Святой Дух не той же природы, что и Бог-отец, значит, святой Троицы нет. Есть только Иегова. С того момента, когда кружковцы пришли к такому выводу, они перестали быть христианами. Во-первых, потому, что само название «христианство» обозначает религию, признающую Христа Богом наравне с Отцом, а во-вторых, краеугольный камень христианства — Троица: Отец, Сын и Святой Дух, во имя которых Христос призывал своих последователей крестить народы.
— Но современные иеговисты почему-то ссылаются именно на эту фразу Христа, когда идут миссионерствовать, — говорит отец Игорь. — И выдают себя, кстати, за христиан. Хотя большинство из них себя таковыми и считает, не сильно вдаваясь в подробности как собственной религии, так и христианства.
Затем Рассел рассчитал, что конец света наступит в 1914 году. Позже эта дата переносилась его последователями на 1925 и 1975 годы. Но когда конец света не наступил и в третий раз, управляющая корпорация иеговистов, которая сегодня восседает в Бруклине, перенесла этот страшный день на неопределённое время, сообщив своим последователям, что «уже скоро».
Ещё один забавный ляп из истории этой оригинальной организации. Своеобразно расшифровав один из стихов Библии, второй президент организации Джозеф Рутерфорд решил, что перед концом света воскреснут достойнейшие из «мужей древности», которые станут «князьями на земле». Для них в 1929 году иеговисты строят роскошную резиденцию, которую Рутерфорд оформляет на себя, как на доверенное лицо Давида, Авраама, Якова и других Ветхозаветных князей. Ему же принадлежали приобретённые на деньги общины апартаменты в Нью-Йорке, роскошная резиденция на острове Статен и дом для уединения в лесу, богатый автопарк, несколько дорогих квартир за рубежом.
В 1941 году Рутфорд написал книгу «Дети», в которой убеждал подростков и молодёжь не вступать в брак до времени, когда наступит царство Иеговы на земле. Те, кто его послушались, пропустили возможность иметь семью и состарились в одиночестве.
Знают ли об этом российские «Свидетели»? Вряд ли. Им нельзя читать иеговистскую литературу прошлых лет. Уж очень много там несоответствий с сегодняшними трактовками.
Зато наши с упоением цитируют Библию, правда, в основном не к месту. Когда же их просишь простым русским языком суть иеговистских взглядов изложить, миссионерам слов не хватает, и они снова зачитывают любимые строки из своих брошюрок.
— Перевод Библии у них свой, эксклюзивный, — говорит отец Игорь. — Документ грешит перекосами в сторону обоснования теории иеговизма и существенно отличается от всех остальных переводов.
Но миссионеры на улицах божатся, что Библия у них такая же, как и у всех приличных людей. Даже лучше.
Ещё одна нелепица — отрицание креста как такового. Вообще первые кружковцы отрицали лишь поклонение кресту, но современные иеговисты уверяют, что Христа распяли на столбе, а креста никакого вообще не было. Молодой педагог Галина излагала мне псевдонаучно-медицинскую теорию о том, что казнь на кресте физически невозможна. Какие-то там кости ломаются. Но гладиаторов, взятых в плен после восстания Спартака, римляне распинали сотнями на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Рима в Капую. Исторический факт, описанный в учебниках. И как-то глупо выдумывать на этом фоне штучную казнь на столбе для одного-единственного человека.
Совесть под запретом
<— Ещё хуже то, то секта пропагандирует ненависть к гражданскому обществу, — считает отец Игорь. — Её адептам нельзя участвовать в политической жизни страны, проявлять почтение к её символам (гимну, гербу, флагу).
Нельзя чествовать именинников, чемпионов, молодожёнов и всех других, чем-либо отличившихся граждан. Даже усопших поминать. Нельзя не только защищать свою Родину с оружием в руках, в случае чего, или работать на фронт в тылу, но и в Вооружённых силах служить. А руководство этих граждан России живёт и работает на благо США, как вы помните.
Теперь о переливании крови. Иеговист и сам умирать будет, но чужую кровь «не съест» (в Библии именно этот термин употреблён. Кто ж в те времена кровь переливать умел?), и другому жизнь своей кровью не спасёт. Даже ребёнку. Даже совсем маленькому и ещё безгрешному, который мог бы прожить большую жизнь и сделать очень много добрых дел.
— Да что он хорошего сделает? И всё равно ж ему когда-нибудь да умирать, — возразила мне одна престарелая миссионерша Алла Михайловна.
При этом иеговисты не вегетарианцы. Мясо, в котором остаётся очень много крови, хоть ты его выжми перед жаркой-варкой, они едят. С удовольствием и даже в пост. И о том, что Бог завещал чужой крови не есть, как-то забывают.
— На самом же деле в Библии аллегорически говорится о запрете на кровавые жертвоприношения Богу, которые в древние времена были весьма распространены, — объясняет отец Игорь. — Это запрет на отнимание чужой жизни, а не на сохранение её.
Кстати, бруклинские наставники какое-то время назад признали взгляды на переливание крови ошибочными, но даже не извинились за погибших по их вине детей перед своими последователями. Многие американские иеговисты после такого поворота событий из секты вышли. Нашим об этом почему-то сказать забыли… Или не захотели?
Отошедшие от «истинной веры» и вернувшиеся в гражданское общество, а тем более в свою исконную религию подвергаются ненависти и проклятиям со стороны прежних «братьев и сестёр». Общаться с «отщепенцем» разрешается только на бытовые темы членам его семьи.
— Это, кстати, является главным «цементирующим» фактором «Свидетелей», — считает отец Игорь. — Многие люди, поняв обман и разочаровавшись в «истине», боятся остаться одинокими, выброшенными на обочину жизни, ставшей для них привычной. К тому же человек, являясь адептом какой-либо деструктивной секты, разрушает все имевшиеся у него социальные связи: у него нет увлечений, друзей, карьерного движения вне секты. Всё это осталось в далёком прошлом, и начинать жизнь с нуля силы духа хватит не у многих.
Ещё один немаловажный нюанс. Иеговистам их духовные наставники настойчиво внушают мысли о жертвовании имущества в пользу организации: в ход идёт всё, представляющее собой хоть сколько-нибудь значимую в материальном плане ценность. А начинают они «окучивание» новых жертв, как правило, с рекомендаций тратить десятую часть от своего дохода на нужды общины и покупку литературы. Именно той, которую сектанты с таким одухотворением на лицах впаривают на улицах прохожим, искренне считая, что этим помогают людям. Но ни сиротам, ни бедствующим, ни одиноким они не окажут помощь ничем, пока не привлекут в своё общество. Члены же общины помогают друг другу не под руководством организации, а самостоятельно. Но кто мешал делать это, оставаясь христианином?
— Сектанты никогда не были христианами, являясь православными лишь по вероисповеданию предков, — считает отец Игорь. — Но сутью религии, вырастившей русский народ, по-настоящему не интересовались никогда.
Не искали и не нашли, не стучали, и им не открыли. Они взяли «истину» из красочных брошюрок с весёлыми картинками, нарисованными где-то в Бруклине, и проповедуют её, упиваясь собственной гордыней. Гордыней знающего «истину».