Святая обитель на склонах Бештау
Юрий КузьминыхВ былые столетия из-за своей удаленности от «мира» Бештау привлекал внимание православных миссионеров. В начале прошлого века на юго-западном склоне горы был построен монастырь. Если вы находитесь в Пятигорске или собираетесь посетить город-курорт, настоятельно рекомендуем побывать в святой обители.
Путь к ней можно начать от конечной остановки трамвая «Белая Ромашка» или железнодорожной платформы «Лермонтовская». У станции необходимо перейти железнодорожные пути и по проулку выйти к объездной автотрассе на Кисловодск. В свою очередь, надо пересечь и ее, чтобы продолжить движение к кольцевой дороге вокруг Бештау. Три с половиной километра вы прошагаете по грейдеру. Склон здесь довольно пологий и набор высоты чуть более двухсот метров. Местность открытая, и в ясную погоду перед взором постоянно виден «амфитеатр» Бештау. На его левом крыле царит Лисий Нос, как именуют местные жители одну из пяти вершин массива. В центре картины господствует Большой Тау – высшая точка (1401 м) района Пятигорья, а справа в виде небольшого хребта тянутся живописнейшие Козьи Скалы – еще одна составляющая пятиглавого каменного колосса.
Поднимаясь, не забудьте оглянуться, чтобы полюбоваться панорамой, остающейся за спиной. Вонзил в облака ажурную стальную мачту Машук. К его подножию взбегают кварталы Пятигорска. За городом линию горизонта замыкает заснеженная цепь Кавказского хребта с громадой потухшего вулкана Эльбруса. И совсем уж крохотными кажутся на его фоне Джуца с Юцой.
В месте пересечения двух дорог поворачиваем налево. Большая часть ведущей к монастырю трехкилометровой асфальтовой ленты спрятана под пологом леса. О приближении к цели свидетельствует выбитое на огромной каменной глыбе изречение Иоанна Златоуста. Через 2,1 километра от развилки достигаем крайней южной точки Бештаугорской кольцевой дороги, которая, вырвавшись из объятий леса, делает резкий изгиб вправо. С поворота, над которым нависают скалы Лисьего Носа, открывается панорама восточной части города с огромной чашей Новопятигорского озера в долине Подкумка. В былые времена безлесные, сегодня склоны Бештау под нами покрыты садовыми участками, хвойными насаждениями и зарослями кустарников. Главная доминанта северо-западного сектора обзора – купол горы Шелудивой с прилепившимися у ее подножия кварталами села Винсады и города Лермонтов.
Со следующего поворота дороги, когда Лисий Нос остается за спиной, метрах в трехстах ниже асфальтовой ленты проглядывает крошечное блюдце водоема. Это – Монастырское озеро. У ближнего к нам овала акватории со второй половины июня и до конца августа на водной глади просматриваются четыре зеленых плавающих островка с белыми «глазками». Спуститесь к воде, прикоснитесь к сказке!
Очаровательная и нежная белая кувшинка (Nymphaea alba-rosea) – царица вод и цветок русалок. О происхождении этого чудесного растения существует множество легенд. Название цветок получил в честь сказочных нимф, обитающих в воде. В славянских мифах представление о кувшинке издавна связывалось с загадочным образом русалки.
Цветки бело-розовой нимфеи раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. Если прийти на озеро перед рассветом или же переночевать на берегу, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище!
Бутоны всплывают из глубины озера перед самым восходом солнца, а начинают раскрываться, едва солнечные лучи коснутся водной поверхности. В течение дня цветущие кувшинки следуют за движением светила, поворачивая плавающую головку в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться, а цветок становится похожим на нераспустившийся бутон. Тут и происходит самое интересное – закрывшиеся бутоны медленно погружаются в воду. Это плети-стебли, укорачиваясь, втягивают цветы за собой. «Закрытие» цветка могут спровоцировать и набежавшие тучки…
Но вот мы снова на дороге и за очередным поворотом входим на территорию Второ-Афона.
Место, где быть обители, указал святой праведник Иоанн Кронштадтский. Сама же мысль об устройстве скита и ее воплощение принадлежат настоятелю Иоанно-Богословской келии Хилендарского славяно-сербского монастыря иеромонаху Герасиму и инокам Иоанну и Сергию. Строительство было начато в 1903 г. Двенадцатого ноября 1904 г. последовал указ Святейшего синода об утверждении Второ-Афонского монастыря, а через 16 дней в рожденной на склоне Бештау обители состоялось освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ктитором (старостой) монастыря стал великий князь Дмитрий Константинович, а его помощником – пятигорчанин отставной полковник Дмитрий Павлович Шишков.
Из Пятигорска к монастырю устроили две дороги – колесную и пешеходную – протяженностью девять и шесть верст. Территория монастыря с трех сторон была окружена лиственным лесом. Здесь находился Благодатный родник, дававший необыкновенно вкусную холодную воду, которая по свинцовым трубам поступала в обитель. Монастырю принадлежали 120 десятин казенной земли с прекрасными сенокосами.
Просуществовал Второ-Афонский Успенский монастырь недолго. В период гонений на церковь летом 1927 г. он был упразднен, а его корпуса стали санаторием для героев Гражданской войны. В конце 30-х гг. строения монастыря отдали под приют для детей испанских коммунаров. После освобождения Ставрополья от фашистских захватчиков полуразрушенные стены бывшего очага православия оказались заброшенными.
В 1997 г. было принято решение о возрождении монастыря. Но восстановить собор на прежнем месте не удалось. Его поставили немного ниже. Там, где стоял старый, теперь храм особый – под открытым небом. Вместо стен – буки и сосны. Последние привезли сюда еще сто лет назад с легендарной святой горы Афон. К этому месту ведет каштановая аллея. Двадцать восьмого августа 2001 г. в день праздника Успения Божией Матери во вновь возведенном храме святого великомученика Георгия состоялось торжественное освящение вновь воссозданного Бештаугорского Второ-Афонского Успенского мужского монастыря.
От святой обители по Бештаугорской кольцевой дороге можно пройти к природной достопримечательности массива – Орлиным Скалам. Рассказ о них будет помещен в следующем выпуске рубрики «Краеведение».