Связной
Владислав Секачев22 июня началась война. И наш герой, 16-летний Роман Антошук, как и многие жители Белоруссии, ушел в бескрайние леса — стал партизаном.
Вообще его жизнь складывалась так же, как и жизнь многих детей тех времен: работа в селе не предполагала безоблачного детства, родители приучали детей к тяжелому крестьянскому труду лет с пяти. В семье было сорок коров. Понятно, что без помощи сыновей с таким стадом не справиться. Старший сын уходил пасти, а младший, пятилетний, был у него в подпасках.
Родители, будучи неграмотными, понимали, что жизнь идет вперед и детей надо обучать. Имея возможность, нанимали учителей. И к 12 годам Роман свободно говорил на русском, польском языках и что уж говорить о белорусском? Вот эти знания и пригодились юному партизану. Был он связным. А это, знает не каждый, риск. Ежеминутный, ежесекундный. Подозрение у фашистов могло вызвать что угодно: мельком брошенный взгляд, неосторожно сказанное слово. И смерть в застенках...
Но Роман выполнял свои задания и ничего не боялся. Такой уж уродился: надо - значит надо. Появлялся в городе Пинске, у родни, там добывал ценные сведения о том, что делают немцы в Пинске, в селе Кончицы, на своей малой родине. Все держал в памяти, записывать ничего нельзя.
Спасли своих
Так он помогал спасать партизан, попавших в плен, а затем и в тюрьму Пинска. Его задача: узнать, где сидят товарищи, в какой камере? Помогла дальняя родственница Романа, работавшая поваром в столовой. Среди партизан нашлись владеющие немецким языком, достали немецкую форму больших немецких чинов и документы, по которым арестантов выдают на допросы. Из тюрьмы всех вывезли, но партизан все-таки кто-то «сдал», и началась погоня. Улов у противника был бы серьезный: не мальчишки все это проделали... Вторая группа партизан на всякий случай готовила прикрытие. Они очень пригодились, отбивая и бывших пленных, и их освободителей! Позже партизаны сожгли тюрьму.
В Пинске немцы восстановили завод, выпускавший боеприпасы. Понятно, что никому это не понравилось: снаряды будут бить по Красной Армии. Партизаны решили взорвать завод. Роман опять был связным, добывал нужные сведения. Вскоре завод был ликвидирован.
Краков
Когда наши войска вошли на территорию Белоруссии, Роман Антошук помогал спецотряду Советской Армии. История всем известная: немецкое командование решило взорвать Краков, исторический город, жемчужину не только Польши, но и Европы. Наше командование об этом знало, и город решено было спасти. Для этого подготовили целый отряд. Но пройти на территорию Польши можно было только с территории Белоруссии. На Украине в то время было сосредоточено три силы: советские войска, немецкие войска и местные националисты. Операция секретная, поэтому продвижение должно быть тайным для всех. Пошли через Белоруссию, и местные партизаны обеспечивали безопасный «коридор» спасителей древнего Кракова. Они, подвергая себя серьезной опасности, «передавали» отряд от одной деревни в другую...
Так прибыли в Кончицу. Майор (имя его неизвестно), командовавший отрядом, ехал на коне, остальные, человек 10-12 — на подводах. Так, пробираясь тайными тропами, пробрался отряд в Польшу. Город был спасен, и это уже совсем другая история. Важно, что многие партизаны тогда поняли: и от них может зависеть судьба не только малой родины, но и всей большой страны, а может, и не одной.
Подвиг
С какой радостью люди встречали наступление Советской Армии! Вот и Пинский район освободили. И как многие сверстники, Роман Антошук ушел на фронт. Он был уже опытным пулеметчиком, вовсю умел обращаться со сложными механизмами. Боец Антошук был направлен на Первый Белорусский фронт. И в первом же бою, проявив неслыханную храбрость, он был награжден орденом Славы 3-й степени.
Все тогда случилось быстро: дан приказ не отступать! Что бы ни произошло — не отступать! Очень важный плацдарм отстаивали наши бойцы. Но немцы оказались сильнее: стали теснить наших. Роман не переставая строчил из пулемета, бойцы подносили патроны. Роман умудрился передать приказ командира стрелять без остановки!
Но вот и патроны кончаются, и товарищи убиты, и кто-то уже пал духом: немцы теснят все сильнее. Что делать? И тут Роман видит польского солдата, убегающего от немцев на наши позиции. Пулеметчик окликнул поляка, тот от неожиданности поднял руки: сдаюсь, мол. А Роман приказал ему подносить патроны. Собирать их там, где погибшие пулеметчики, и нести к нему. Пленный поляк беспрекословно подчинился и перебежками стал собирать патроны. Так вдвоем и воевали. Роман опомнился только тогда, когда вдруг увидел, что он один... И собой закрывает этот проклятый плацдарм. Все его сослуживцы погибли. Он да поляк - вот и все защитники... Более того, видя надвигающуюся неудачу, наше командование приказало оставить позиции, но приказ к Роману так и не дошел: вот он и строчил не переставая. И случилось необъяснимое: немцы отступили! Высота была взята, приказ выполнил Роман. Один. Вот за это и орден...
Потом он участвовал в освобождении Польши, взятии Берлина, уничтожении южно-берлинской группировки. Был ранен. Получил еще медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», позже — орден
Отечественной войны первой степени.
После окончания войны Роман Фомич Антошук служил еще почти четыре года. И только потом вернулся домой. Долгие годы жил в нашем южном Ставрополе... Сейчас здесь живут его супруга, потомки. Подвиги партизанского связного они не забывают и стараются во всем походить на него.
Анна Мелихова.