Так… не бывает?
Тамара КоркинаЧеловек среди людей
<У тебя знакомые там-то или там-то есть? Насущный вопрос будничной жизни массы горожан. Несмотря на рыночную экономику и ее базовый фундамент – конкуренцию.
Так, увы, обстоит дело, что сегодня просто обратиться кудалибо, будь то частная медицинская клиника или мастерская по ремонту обуви, не означает, что тебя «не обуют». Хотя, по идее, за клиента все борются, и он всегда прав. Деньги – да, возьмут, а качественно не обслужат, зато лапши на уши навешают – ешь, не хочу… Особенно когда ты в сути вопроса «не копенгаген».
Часы, к примеру, вместо московского вдруг стали показывать то лондонское время, то сингапурское… Поломались, словом. Идешь к мастеру, он их вскрывает, долго и вдумчиво пялится сквозь увеличительное стекло на тонкий минимеханизм и выносит вердикт: на помойку! Однако, если, конечно, разумеется, само собой и прочее, и вам они дороги как память, да еще и, оказывается, подарок от милоненавистных сослуживцев… В общем, достаете кошелек. А ремонта там в реальности на полкопейки. Это потом окольными путями может выясниться, когда вновь стрелки заартачатся, и знакомый вашего знакомого, который в приятелях у другого знакомого, который знает толк в часах и их после устной рекомендации посмотрел.
Ладно, пылесос, телевизор или холодильник перестали исполнять присущие им функции чистить ковер, показывать футбол и охлаждать негазированную минералку. А ведь тот же стоматолог может и пломбу на не тронутый кариесом, вполне себе здоровый зуб поставить, если пациент «со стороны» и с него не стыдно (какая клятва Гиппократа!) выбить лишнюю сотнюдругую…
Как и было при «совке», когда будничной жизнью правил блат, хотя вроде бы поменяли общественногосударственную ориентацию, а следом – стимулы. Разве нет очередей в магазинах? Они не редкость. Потому что работают две кассы из шести, видите ли, пересменка у персонала (попробуй возмутись – нахамят, пусть и родились уже при капитализме). А они – в фирменной одежде – не успели поделиться всеми новостями о минувших выходных. Под чутким руководством начальства в лице администратора, между прочим. О сдаче лучше молчать. «Женщина, мы только открылись, где я вам мелочь возьму!». И обходишь покорно соседние торговые точки, упрашивая разменять купюру. А куда деваться?
К концу дня, при стечении и нагромождении обстоятельств, порой хочется комунибудь (накопленная агрессивность набрала критическую массу) сладострастно доставить большое неудовольствие. Устроить, скажем, громкий скандал по мелочному поводу, чтобы выпустить пар. Домашним, в первую очередь, естественно. Соседи по подъезду тоже годятся. Почему, мол, входную дверь не закрыли на защелку, а? Про рост квартирных краж не слышали?! В доме напротив уже троих обнесли… Ну и так далее. А соседи, заведясь, отрываются дальше по принципу домино. Разве не так? Вот и смотрим друг на друга волками.
А теперь представьте. У меня сломался магнитофон. Иду в мастерскую, отдаю. Просят к концу дня перезвонить. Диалог вечером:
И что там с магнитофоном?
Все в порядке, можете забирать.
А сколько за ремонт?
Нисколько.
Как это…
Да там ерунда, пружинку чуть подтянули… Забирайте!
Подождите… Так не бывает!
Оказывается, бывает, когда ремонт не достоин оплаты. Просто брать деньги мешает достоинство мастера, иными словами, уважающего себя профессионала. Такие были и есть всегда. В первобытнообщинном обществе, наверное, тоже встречались. Мало их только. Может быть, пока мало?
Как выяснилось позже, Алексей Анатольевич Черномырдов, мастер сервисного центра по ремонту бытовой техники (адрес не называю, иначе – реклама, за которую по закону ему придется платить, а всего их там работает четверо), трудился еще в «Орбите», которая входила в объединение крайбыттехники. Стаж – почти 20 лет. Все смены модификаций новой отечественной и импортной техники за последние бурные годы прошли через его умелые руки. Хотя, как признался, каждый аппарат индивидуален, двух одинаковых случаев ремонта почти не бывает.
Да, забыла сказать: Алексея Анатольевича мне порекомендовали в магазине, где купила магнитофон. И дело не в гарантии – она была давно просрочена. Советуя, подчеркнули: он в Ставрополе человек известный, чинит все, просто гений ремонта. Убедилась лично: действительно, Профессионал с большой буквы. И добавлю: вот уже несколько дней после встречи с ним нахожусь в духоподъемном настроении. Одна мысль, правда, гложет: и зачем я выбросила кофемолку, когда мне сказали в одной мастерской – ремонту не подлежит…
Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.