Так в чем же сила?
Василий Скакун
В обиходе существуют две прямо противоположные формулировки, касаемые понятия силы: «Знание – сила», но в то же время «Сила есть – ума не надо». Не будем ёрничать, естественно, мы понимаем, что речь идет о разном понятии силы.
Просто удивляешься той популярности, которую приобрели за последние десятилетия виды восточных единоборств. И туда ведут не только мальчишек, но и нередко, когда и девчонки не прочь показать свою силу противостояния. Ведь если женский бокс включен в программу Олимпийских игр, то это негласный сигнал для всех спортивных школ боксерской направленности для поиска среди девчонок этаких драчуний. Ладно, женская штанга сделала из прекрасного пола крепких, уж очень похожих на мужчин, женщин, ну а бокс для будущих матерей – это кощунство.
Так почему все-таки столь необходимо обучать детей тому, что в простонародье называется «уметь дать сдачу» или «постоять за себя». То есть родители полагают, что при необходимости (а кто раскроет скобки этой необходимости) нужно отвечать, когда тебя уже ударили, или бей первым и убегай. Помнится, был даже фильм с подобным названием: «Бей первым, Фредди». Значит, родители, отдавая детей во всякого рода секции мордобоя, уверены, что мальчишки должны уметь драться, так как этот навык может пригодиться в жизни. Но ведь во всех восточных единоборствах глубинный смысл заключен в ином – нужно соревнование не ударов, а внутренних энергий. Научиться махать кулаками – пара пустяков, а способностью концентрации духа овладевают многими годами. И, конечно, самая сложная спортивная наука Востока – борьба айкидо: как способами обороны (то есть не нанося удара) уметь победить нападающего человека, то есть утихомирить драчуна, при этом не разбивая ему нос.
Кроме того, абсолютному числу подростков родители уже с детского сада подбирают несколько перспективных кружков, а это, как правило, изучение английского языка, занятия музыкой, танцами, девочкам - балет, мальчикам – хоккей. При этом не забываем, что все это делается не просто ради забавы или, как говаривал основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен: главное участие, а не победа. Нет, везде и во всем нужна только победа, и зачастую любой ценой, ну а за ценой мы, родители, не постоим.
Великий француз наверняка предчувствовал, что в иной трактовке (знакомой и понятной нам) жажда быть первым не только будет способствовать развитию эгоистических качеств у человека, но и введение спорта в орбиту дипломатического противостояния непременно откроет дорогу нечестности во всех ее проявлениях.
Посмотрите на родителей молодых дарований – они буквально истязают своих детей, заставляя их многими часами упражняться в избранном теми же родителями направлении. Все хотят сделать из своих детей вундеркиндов, и не столько для них, сколько для удовлетворения собственных эгоистических побуждений. Еще каких-то четверть века назад только каждый четвертый выпускник школы шел в вуз, теперь 90 процентов от общего числа получивших среднее образование. При этом на первом месте стоят все юридические специальности, затем экономические, а уж незнамо на каком инженерия и педагогика. Нетрудно догадаться, что движет родителями и их детьми – это возможность зарабатывать легкие деньги, и, быть может, даже не вполне законными путями. И этого даже не пытаются скрывать.
Но самое поразительное то, что практически никто не желает побеспокоиться о приобретении тех знаний, которые помогут стать человеком в том, истинном значении слова, не говоря уже о том, что подобных предметов нет нигде: ни в школах, ни в вузах. Все матросы чести, совести и морали уже давно списаны на берег с корабля жизни как балласт – ненужный к использованию материал. Но Большая Жизнь, оказывается, имеет свои университеты, и она при этом не обращает внимания на количество дипломов об окончании вузов, ей безразличны ученые степени, чины, ранги, марки машин и прочие внешние атрибуты всего того, к чему мы стремимся, нещадно толкаясь локтями, чтобы укреплять свои позиции.
Мудрые говорили, что основы человеколюбия закладываются в детях, когда их обучают не обижать домашних животных, муравьишек и к растениям относиться, как к живым существам, не имеющим голоса для своей защиты. Как правило, из детей, которым позволяют обижать кошек и собак, вырастают те, которым ничего не стоит издеваться над себе подобными.
Посмотрите, как мудро устроила Большая Жизнь в своем университете, где главный предмет – честность. Он самый главный и самый трудный. Да, можно быть доброжелательным человеком, да, быть может, проявлять милосердие и благодушие. Но честность – это совсем другой предмет, ибо есть внешняя честность, когда, обвиняя всех и вся (и, быть может, даже по существу), можно навязывать всем свою честную точку зрения. Настоящая честность – это та, которая внутри, она не любит фейерверков в свой адрес, она тиха, спокойна, но в этом спокойствии колоссальная силища, несравнимая с иными проявленностями других черт характера. К сожалению, нет ни единого учебника по истории этого предмета, а жаль, ибо любой истинный и, как правило, непризнанный мудрец своего времени – это носитель высочайшей чести.
Так почему так легко прививаются противоположные качества, такие как хитрость, обман, недоброжелательность, агрессия, злоба и т.п. Это все то, чем многие из нас пользуются ежедневно и чему обучаться совсем не следует.
Самый простой способ жизненных отношений на оскорбление ответить оскорблением, на хитрость – хитростью, на критику – критикой и т.д., потому-то подобные разборки так часто используемы в людском общении. Зачем нам нужна хитрость? Да потому что честность требует правды и совестливости и дополнительных усилий к достижению цели, но это трудно, затратно и обременительно. Ум (он не подчинен совести) тут же предлагает альтернативные варианты: быстро, дешево, но слегка с замаранными руками, которые никто толком не рассмотрит. А выбирает человек, и чем чаще предаем честность, тем усиливаем влияние ума. Но, в принципе, нас на подобные подвиги толкает неуемность желания, которому абсолютно безразлична наша материальная база возможностей. И желания, не подкрепленные возможностями, постоянно выискивают обходные пути, хитросплетения, подлог, обман и прочую негативность.
Мы можем представить свою личную жизнь, как похождение по коридору Большой Жизни. Кстати, мудрецы древности и настаивали на том, что мы проходили мимо некой стабильности жизненных обстоятельств. Так вот в этом коридоре слева и справа открыты многочисленные двери. С левой стороны слышны пьяные призывы, гай-гуй, дым коромыслом – все доступно и, главное, подкреплено сиюминутным получением удовольствия.
С правой стороны в открытых аудиториях мудрецы обучают тонкостям жизни, которые на самом деле являются наиболее сложными ее вариантами. Основные ее направления: добродетель, сострадание, милосердие. К сожалению, дипломы выдаются только после полного внедрения овладеваемых материалов в жизнь.
Но сложность процедуры в том, что за посещение левых кабачков каждый рассчитывается собственными проблемами жизни (в работе, в быту, семье и здоровье в том числе). При выборе праведных истоков жизни сама Большая Жизнь преподносит нам подарки в виде радости, удовлетворенности бытия, счастья, удачи и здоровья. Но выбрать, куда заглядывать и каким курсам отдать предпочтение, можем только мы – ты и я.