Такая цельная жизнь

Тамара Коркина

Такая цельная жизнь

Доведись начать заново

Первого мая бывший военком Ставрополя Борис Сергеевич Криворучко отметил свое 85-летие. Разговорились мы с ним на всякие-разные темы, я гайдаровский «Горячий камень» почему-то вспомнила. Доведись прожить жизнь заново, спрашиваю, чего бы убрали из нее? Наверное, войну?

Борис Сергеевич немногословный, не очень эмоциональный. Тут тоже сказал твердо и коротко: ничего бы не убрал. И войну бы оставил.

Тут мое ретивое журналистское взволновалось: почему? Разве мало было боли, страданий, потерь? Разве можно смириться с тем, что вы, девятнадцатилетний парень, встретили Победу инвалидом?

— И все равно - оставил бы. Иначе я бы не узнал, что такое высочайший патриотизм, духовное единение людей. Не испытал бы великой гордости за свою страну, которая освободила от фашизма многие государства. Не увидел бы, как все рвались на фронт, чтобы защитить Родину.

Уйдя мыслями в прошлое, добавил:

— Если бы Гитлер пришел, он бы убил многие десятки миллионов, сортируя людей по чистокровности.

В общем, жизнью своей Борис Сергеевич доволен, считает, что она вполне удалась.

 

Только на фронт

А началась жизнь в двухкомнатной квартирке казенного дома по нынешней улице Ломоносова. Отец, Сергей Савельевич, был завхозом в мединституте. Очень хотел, чтобы сын был патриотом, умным, грамотным — настоящим мужчиной, защитником. Как в воду глядел, что оптимально пригодится.

Сейчас все — отец, мать, три сестры - лежат на Даниловском кладбище.

— Это - наш город, — счел необходимым добавить Борис Сергеевич после такой информации, сделав ударение на «наш». И опять мне почудилось какое-то большое, значительное, патриотическое чувство, которое живет в душе Бориса Сергеевича и, наверное, питает его силой.

Борису Сергеевичу было пятнадцать лет, когда началась война. Тоже свое состояние помнит - мальчишки ловили каждый слух о том, что где-то рядом действуют партизаны. Планировали бежать к ним. Правда, тут отец коррективу внес - дал сыну большую взбучку.

Борис более организованный путь нашел — поступил в Орджоникидзевское военно-пехотное училище, окончил его, когда и семнадцати не было. Его оставляли в училище командиром взвода, но он и слышать не хотел — только на фронт.

В сорок четвертом попал на Ленинградский фронт, потом на 2-й Прибалтийский. Освобождал Ригу, в одном из боев получил тяжелое ранение. Видя, как сейчас прибалтийцы все ставят с ног на голову — открещиваются от своих освободителей, называя их оккупантами, испытывает обиду и гнев. Тогда латыши встречали их очень хорошо, буквально на руках носили.

 

Почетная работа

Из госпиталя Бориса Сергеевича выписали с вердиктом «ограниченно годен для военной службы».

С той поры почти сорок лет он работал в военных комиссариатах края, много лет был горвоенкомом Ставрополя.

Именно про таких призывники всех поколений с уважением говорили: он настоящий, из тех, кто прошел войну. Эти люди несли дух победителей, они руководствовались высочайшими идеалами, как, впрочем, и вся послевоенная страна.

— Я работал, постоянно осознавая, как это почетно — готовить защитников Родины. Это совпадало с настроением всего общества, все рвались в армию, служить в ней было престижно. Тогда мы больше всего боялись, чтобы не взять на службу больного человека, ребята всячески старались скрыть заболевание. До последнего времени Борис Сергеевич был членом городского и краевого Советов ветеранов войны, все время отдавал военно-патриотической работе. Сейчас чуть приустал, пожаловался мне, что кружится голова.

Однако в канун дорогого светлого Дня Победы сходил на торжественный прием к председателю краевой Думы Виталию Коваленко, встретился там с соратниками и бывшими коллегами. Пришел домой одухотворенный, с букетом и тонометром для измерения давления, подчеркнув, что «это совсем новая марка».

 

О личном

Ну и о глубоко личном, которое тоже сложилось счастливо. Борис Сергеевич и Евгения Владимировна недавно отметили 60-летие семейной жизни. Познакомились они на танцплощадке в Ставрополе, куда пришел провести время молодой пятигорский военком. Сразу приглянувшаяся Женя была тогда студенткой. Воспитали они двоих детей - Юрия и Людмилу, на сегодня у них четверо внуков. Сын военный, живет в Москве. Дочь Людмила и взрослые внуки Николай и Евгений радуют Бориса Сергеевича постоянной заботой — приходят, убирают квартиру, все делают, словом.

— До меня только сейчас дошло, как важно жить в одном городе с родными людьми, — признается Борис Сергеевич.

И еще он усвоил — надо постоянно работать над собой. Опять-таки до недавнего времени он вставал утром пораньше, бежал в лес на зарядку, с удовольствием работал по дому.

Вот такой он, один из победителей, патриот города и страны, посвятивший жизнь защите своего Отечества.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление