Таким запомнился... В феврале исполняется годовщина смерти нашего бывшего коллеги, фотокорреспондента Ивана Овсянникова.

Все было, словно вчера...

Из всех нынешних «вечеркинцев» самым первым, кто познакомился с Иваном Афанасьевичем, был наш главный редактор (а тогда замглавред) Михаил Василенко:

– Накануне Дня Советской Армии, - говорит Михаил Юрьевич, - мы поехали в десантную бригаду. Побывали на строевом смотре, пообщались с военнослужащими. Иван отснял самые важные моменты солдатских будней. А возвращаясь с задания на городском транспорте, мы попали под ледяной дождь со снегом. Промокли до нитки, замерзли. Афанасьевич и предложил: пошли ко мне, согреемся. Пришли в фотолабораторию, Иван включил фотолампы, от которых пошло живительное тепло. А через пару минут на столе появились соленые огурчики, сало, хлеб и 200 граммов коньячка. Основательный, запасливый человек был наш Иван Овсянников. Согрелись, разговорились. Об армии, о службе. Оказывается, Иван Афанасьевич знал моих родителей. Словом, получился мужской разговор по душам...

Я ушел писать репортаж, а Овсянников взялся за пленки. Утром вышла газета...

– А второй случай, - вспоминает Василенко, - вышел курьезным. Поехали мы с Овсянниковым на железнодорожный вокзал делать очередной репортаж. Пробили в компостере талоны. На конечной остановке входит контролер. Афанасьевич полез в карман. В одном — нет, в другом — нет. Куда подевались, были же! Расстроился — ведь он человек честный, а тут — такое... Выручил водитель: были, говорит, у них талоны, сам видел. Контролер поверил...

Такой уж совестливый был Овсянников человек — даже в мелочах...

Этим надо жить...

А вот как вспоминают Овсянникова его коллеги-журналисты. Много пришлось работать с ним двум Ларисам — Ракитянской и Денежной.

– Я запомнила Ивана Афанасьевича как мастера портретного жанра, - говорит Л. Ракитянская. - Еще он любил делать поэтичные пейзажи, фотокомпозиции. Его снимки определяли лицо газеты. На его оперативность всегда можно было смело положиться: каждое событие в городе не проходило мимо его объектива... Незадолго до его смерти я видела его возле краеведческого музея (тогда он уже не работал в «Вечерке»). Шагал бодро — все тот же Афанасьевич — стройный, голубоглазый, с неизменной сумкой-кофром на плече...

Вырезки из газет прошлых лет перебирает Лариса Денежная:

– Вот эти снимки он делал в детском саду, а эти — во Дворце культуры и спорта на традиционной неделе медицины. А вот это — репортаж о конкурсе «Воспитатель года-96». А к Дню знаний мы готовили с ним репортаж из средней школы № 2, где открылся новый класс для детей с опережающим развитием. Очень впечатляющим вышел снимок мальчишки с книжкой в руках, а рядом — учительница с букетом. Эта работа всем до того понравилась, что мы потом снимок этот не раз использовали. А вообще-то мы немножко ревновали Ивана Афанасьевича к... Валерию Манину. Для него он очень много снимал, и тема спорта была ему особенно близкой, ведь и сам Овсянников был известным спортсменом.

Валерий Манин это только подтверждает:

– Овсянников — мастер спорта и мастер спортивного снимка. Ему никогда не нужно было объяснять, как снимать. Сам акробат, он прекрасно знал, как нужно снимать акробатику. И снимки его были эстетичны, лаконичны, красивы. Это в самом деле был настоящий фотохудожник. Научиться подобному трудно — этим надо жить.

Да, Иван Афанасьевич был спортсменом — много ходил, постоянно бегал, ездил в горы. Здоровый образ жизни проповедовал не на словах — сам показывал пример.

– А я вспоминаю нашу последнюю встречу с Иваном Афанасьевичем, — говорит Ольга Метелкина. - Это было накануне его 70-летия. Мне поручили взять у Овсянникова интервью Мы просто сидели и разговаривали. Потом я слушала диктофонную запись и думала: он в самом деле «родом из детства». Всю жизнь жил так, как воспитали его бабушка и дедушка — не помня зла и отвечая добром на добро. Хороший человек — это действительно профессия. И таким нам всем запомнился Иван Афанасьевич.

Я вижу его улыбку...

А мои личные воспоминания об Иване Овсянникове уходят в далекое детство и отрочество — это было в 50-е годы. Мы учились вместе с Иваном в средней школе № 8 — с разницей в один класс. Уже тогда он занимался акробатикой. Это была неразлучная троица — Ваня Овсянников, Слава Акиньшин и Вова Данильченко. С какой завистью мы наблюдали за их тренировками! И все эти ребята потом добились больших успехов в спорте.

А после школы наши пути разошлись. Иван окончил спортфак Ставропольского пединститута, работал учителем физкультуры в селе, ездил на соревнования. Освоил профессию телемастера и долгие годы работал по новой для него специальности, серьезно занимался фотографией. Его имя как фотохудожника было уже известно в городе, когда первый редактор «Вечернего Ставрополя» Евгений Пучков пригласил его на работу в новую газету. Здесь мы, будучи уже в зрелом возрасте, вновь встретились...

Однажды мы получили задание сделать цикл материалов о заводе «Красный металлист», который, кстати, помог нам в сооружении уличной газетной витрины. Спустя несколько дней у меня на столе лежала целая стопка фотографий — с ними я и отправился на завод, чтобы побеседовать с героями снимков и сделать о них зарисовки. Материал получился удачным — в том числе и благодаря работе фотокора...

И еще одна существенная деталь: имя Ивана Овсянникова увековечено в музее лицея № 8: на одном из стендов помещены две фотографии Ивана — на одной он запечатлен с фотоаппаратом, на другой — рядом с известным спортсменом Валерием Брумелем. Имя Ивана Овсянникова не раз упоминается и в юбилейной книге, выпущенной к 70-летию 8-го лицея.

Вспоминая Ивана Афанасьевича, я вижу его улыбку, которая, кажется, никогда его не покидала. Это был человек-оптимист: он всегда радовался наступившему дню, возможности взять в руки свой любимый фотоаппарат и отправиться на съемку, чтобы запечатлеть самое важное в нашей повседневной, так быстро текущей жизни. Таким мне он и запомнился...

Виталий ЗАДОРОЖНЫЙ.



Последние новости

Все новости

Объявление