Там, где Невинка начинает бег

Юрий Кузьминых

Семистожки – знаменитое урочище из семи компактных холмов, отчленившихся от коренного склона Воровсколесских высот. Возникшие в результате мощных оползневых процессов в одну из фаз четвертичного горообразования, обработанные в дальнейшем ветром и водой, отторженцы приняли столь своеобразный облик, что были отнесены к разряду памятников природы. Сам же Воровсколесский массив на данном участке местности представляет вид небольшого, тянущегося в меридианальном направлении крутосклонного, если смотреть с запада, безлесного хребта с наивысшей отметкой в 852 метра. Из родников, бьющих у подножия Толстой горы, такое имя дал народ этой вершине,  рождается Невинка, которая, приняв в себя в районе Семистожков ручей Холодный, устремляется навстречу Кубани.

Там, где Невинка начинает бег

Идея посмотреть на заснеженные достопримечательности живописных Воровсколесских высот пришла в прошлые посещения здешних мест.
Ранняя в нынешнем году зима предоставила такую возможность. И вот мы с уроженцем и большим знатоком природы и истории Воровсколесской станицы  И. Соловьевым направляемся в Андроповский район.  
    Воскресное утро пасмурно и туманно. Но около одиннадцати часов, когда поворачиваем в сторону Курсавки, впереди, над возвышенностью, развидняется. В образовавшейся солнечной полынье прорисовываются лес Широкий Лог,  Большой Бекет и удаленные на расстояние 12 километров беленькие точки домов казачьей станицы.
Дальнейшие события показывают, что проглядывает солнце ненадолго. Двигаясь по населенному пункту, мы попадаем в плотную облачную завесу. Чем выше поднимаемся, а перепад высот в пределах Воровсколесской достигает более двухсот метров, тем более заснеженной становится оттаявшая на равнине полоса асфальта. «Ладу» оставляем в крайнем дворе нагорной, верхней, улицы. Совсем близко от нас Большой Бекет, но пелена «по-глотила» окрестности, и мы его не видим.


Иван Алексеевич прекрасно ориентируется, что позволяет бодро идти в обход восточных отрогов платообразной горы. Со стороны Дунькиного леса равномерными порциями продолжают наплывать клочья тумана, а вместе с ними рассеиваются иллюзии по поводу ясной погоды, которую предсказывали синоптики. За прошедшую неделю снег осел, напитался влагой, стал более жестким. Путеводной нитью служит хорошо прослеживающаяся в рельефе дорога, стелющаяся вдоль южного склона Бекета в долину Невинки.
В станице за нами увязался щенок и теперь вперевалку упорно бежит позади. Снег испещрен следами, но какие звери оставили отметины, остается загадкой.
Как мираж вырастает лес. Это «сталинка», первая из четырех государственных лесополос, посаженных в середине прошлого века на огромном пространстве от Астрахани до Черкесска. Сохранивший нетронутым ни морозом, ни ветром буроватый наряд листвы дуб предстает из тумана этаким сказочным великаном. Неспроста пошла в народе слава о крепости этого дерева.
 Крепок, строен и силён –
Ведь владыка леса он.
Для людей живой свидетель
В Лету канувших столетий.
Впрочем, сейчас мы и сами подобны беглецам в неведомое время бесконечного туманного пространства…
Около часа пополудни достигаем мосточка, из-под которого сквозь заросли камыша и ивы неслышно струится ручеек. Ручеек, воспетый в песнях и сказаниях под именем Невинка. Не один десяток километров придется преодолеть речушке сквозь холмы и долы, прежде чем вольется вода реки Невинной в могучую Кубань…
Поднявшись по дороге до ближайшей лесополосы, оставляем мало-мальски выраженные ориентиры. Через занесенные снегом сенокосные угодья мой спутник наискось ведет по полю одному ему известными приметами. Сгущается туман, и сокращается  видимость. В сорока метрах уже ничего не рассмотреть. В таких погодных условиях главная задача – не потерять след на обратном пути. Иначе?!
Приблизительно через два часа после выхода из станицы перед нами вырисовывается какой-то склон. Ниже по балочке растет камыш, что свидетельствует о наличии родника. Подрезаем косогор, спускаемся почти на дно петляющей балки. На мгновение из пелены проглядывает противоположный склон. Левее возникает «видение» еще одного поднятия, и становится совершенно ясно, что мы достигли цели и находимся где-то в центральной части урочища Семистожки. Вот только фотоснимков заснеженных холмов сделать, увы, не суждено.
Появившийся как призрак стог – единственная преграда перед колючим и влажным ветерком. Примостившись с подветренной стороны валка и вдыхая неповторимый аромат сена, наслаждаемся горячим чаем с бутербродами…
Время приближается к 14 часам. Улучшений в состоянии атмосферы не предвидится. Главное в такой ситуации, что хорошо различимы следы, оставленные по пути в «семистожковый» лабиринт. Теперь они – ниточка, связывающая нас с ее величеством Цивилизацией…
Через сорок минут подходим к мосту через Невинку. В районе речонки туман несколько рассеивается. Делаем фотоснимки долины и близлежащих окрестностей. Усилившийся западный ветер дует теперь в спину, будто торопя нас к людям. Подгоняемые порывами стихии мы возвращаемся из туманной мглы прошлого в озябшее предзакатное настоящее… 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление