Там, где выдаются паспорта
Тамара КоркинаВ последний раз я была в паспортно-визовой службе Промышленного района несколько лет назад. В памяти остались разрушенные ступеньки, обшарпанное помещение с узкими коридорчиками, тьма взволнованно-потного народа и замотанные специалисты.
Все, как и раньше
И вот снова понадобилось посетить это учреждение. Теперь оно называется длинно: отдел управления федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в Промышленном районе Ставрополя. Увы, изменилось только название, все остальное осталось прежним. Вернее, еще более обветшавшим, унылым, вытоптанным. Люди с поднятыми над головой бумагами протискивались друг через друга, пробираясь к нужному кабинету.
К руководителю отдела Игорю Георгиевичу Акименко я зашла с буквально вырвавшимися из души словами: «Давненько я такого ада не видела».
И то сказать: мы стали привыкать к «электронным очередям», к цифровым табло над кабинетами и окошками присутственных мест, к хорошей мебели, к уважению нас как клиентов, заказчиков. А тут такое…
— Народу много, — согласился Игорь Георгиевич. — Во-первых, у нас очень большой район, в нем проживают около 200 тысяч человек. Много вновь прибывших. К нам идут и физические, и юридические лица, и паспортисты. В среднем ежедневно — 200 — 250 человек. Во-вторых, наша служба только формируется. В самом управлении вроде много сделали, в том числе и современный холл, а проблем по комфортному приему граждан тоже немало. Скажу, что на каждом совещании, которые проводят вышестоящие руководители, идет разговор о ликвидации очередей, о нынешних плохих условиях отдела и о том, как их улучшить. В общем, у руководства вопрос стоит на контроле.
А люди-то наши!
Стоять-то он стоит, говорю, но все-таки куда деваться горожанам от этой унижающей дикой бедности, неустроенности, от обшарпанных стен, которых минимум десять — пятнадцать лет не касалась малярная кисть, от удушающих очередей? Говорят, что летом, в жару, люди здесь падают в обморок, бывает, их увозит «скорая».
Город и край вроде бы в этой ситуации не первые ответчики. Служба федеральная, финансирование тоже идет из центра. Даже за эти обшарпанные квадратные метры отдел платит городу аренду. Но… Люди-то наши, и то, как их обслуживают в той или иной структуре, местным властям не должно быть безразлично. Кто защитит нас, как не губернатор и глава города? Город — это наш общий дом, и не должно быть так, что в одном его уголке комфортно и нарядно, а в другом пыльно и мусорно.
К тому же не надо забывать, что здесь, в этом неприглядном уголке, «рождаются» граждане Российской Федерации — четырнадцатилетние получают паспорта. Это должно быть великим, пафосным праздником в жизни юного человека. В первом квартале его пережили здесь более 300 человек, что немало.
Полезная информация
А теперь вернемся к внутренним делам отдела. Специалисты трудятся и в таких условиях, стараются хоть как-то облегчить горожанам поход сюда.
— Сейчас мы работаем над тем, чтобы упорядочить обращения самих горожан, — рассказывает Игорь Георгиевич. — Месяц назад мы ввели предварительную запись на прием. Уже видим положительный результат. Жители района сейчас могут не только записаться на прием, но и получить консультацию. По каждому направлению у нас свой номер телефона. Я хочу воспользоваться тем, что у нас представитель городской газеты и донести до людей такую вот информацию. По выдаче и замене паспортов телефон 24-32-41, по регистрации по месту жительства и месту пребывания — 34-66-65, реализация законодательства о гражданстве — 34-84-30, восстановление утраченных и похищенных паспортов- 34-85-50, миграционный учет, разрешение на временное проживание в РФ — 34-07-03, оформление загранпаспортов — 24-21-13. По этим же телефонам можно предварительно записаться на прием. Два дня в неделю — среда и пятница — прием до 20 часов.
К сожалению, сегодня служба так бедна, что нет денег на рекламу, и основной носитель информации для населения — входная дверь. Бедность немного можно оправдать тем, что все услуги здесь — бесплатные, но оправдание это относительное.
Что стоит приличных денег — так это наша забывчивость, а нередко и неинформированность. Для многих как гром среди ясного неба новость, что в 20 и 45 лет мы обязаны поменять паспорта. Не сделали этого — минимальный штраф 1500 рублей.
100 человек на квадратный метр
Пока в отделе многого нет. Нет электронной справки, нет электронной очереди, к чему мы почти уже привыкли, бывая в Сбербанке, Регистрационной палате и других организациях. Эти атрибуты современного приема отделу и его клиентам пока недоступны.
Зато современности, именуемой рыночным устройством, хоть отбавляй.
Я с огромным удивлением узнала, что, оказывается, существует такой вид предпринимательства, как временная регистрация приезжающих в город гостей. Некоторые специализирующиеся на этом горожане прописывают в одно-двухкомнатных квартирах до 400 и больше человек. Прописывают за деньги и на определенный срок, после истечения которого регистрация автоматически аннулируется.
— Человек прибыл в город — ему на работу надо устроиться, полис получить. И люди на этом делают деньги. Регистрируют у себя, а где он жить будет — это второе дело. Бывает, приехавшие совершают преступления, а найти их невозможно, — рассказывает Игорь Георгиевич. — Мы в массовой регистрации сейчас отказываем, к сожалению, законодатель не просчитал ситуацию, то, чем она обернулась. Этим сейчас озабочены и губернатор края, и глава города, и прокуратура, и правоохранительные органы.
Или вот мы столкнулись с проблемой по общедомовым приборам учета ресурсов. Человек зарегистрирован в одном месте, живет в другом, порой ущемляя интересы жителей этого многоквартирного дома. Нам приходится связываться с управляющими компаниями, участковыми. К сожалению, часто они и не знают, что на их территории есть квартиры с регистрацией 200 — 500 человек.
Еще одна из проблем — дачи. Мы регистрируем людей только в жилом помещении, в нежилых этого делать нельзя. Многие продали квартиры, обосновались на участках. У них возникают сложности с получением пенсий, социальных пособий. И тоже идут к нам с просьбами войти в положение.
Хотим мы или не хотим, но в городе должна вестись жесткая проверка паспортного режима.
… Все, о чем рассказал мне руководитель отдела, тут же, за дверями его кабинета, жило в эмоциях, нервных всплесках людей, переживающих в столь неказистом помещении большой стресс.