Ташлянская гавань героя-подводника
Я очень люблю возвращаться в наш город на поезде. Особенно зимой. В четверть восьмого утра пассажирский состав «Москва - Ставрополь» медленно проезжает через дачный массив. Через мгновение открывается неповторимый вид на город, еще до конца не пробудившийся, у подножия бывшей военной крепости. Ровные цепочки фонарей загадочно мерцают в морозном воздухе вдоль улиц и переулков. И начинает казаться, что не звезды, а эти огоньки отражаются в темном предутреннем небе...
Среди многочисленных транспортных коммуникаций, вдоль и поперек пронизывающих район Ташлы, улица Бурмистрова занимает особое положение как территориально, так и исторически.
Апальковская, Заташлянская, Бурмистрова...
Для горожан, которые не очень часто бывают в этих краях, может стать настоящим открытием, что начинается эта одна из главных улиц Ташлы узеньким «аппендиксом» у полотна железной дороги, проходит по «задам» Центра детского творчества Октябрьского района и неожиданно образует относительно широкую транспортную артерию протяженностью в пять километров. Сразу даже трудно понять, где заканчивается улица Гоголя и начинается Бурмистрова.
Спросите у коренных жителей Ташлы, тех, что постарше, как называлась улица Бурмистрова еще полвека назад. И они вам ответят: Заташлянская.
Председатель уличного комитета с улицы Бурмистрова Валентина Митрофановна Мурчалина, которая живо интересуется историей Ташлы, рассказывает, что еще в XIX веке на месте нынешней улицы был Апальковский проезд, затем его назвали улицей Апальковской, еще позже — 1-й Заташлянской и наконец просто Заташлянской.
- Первыми здесь обосновались переселенцы с Дона, Хопра, из Воронежской, Орловской, Тамбовской губерний, - рассказывает Валентина Митрофановна. - В районе нынешней улицы Бурмистрова образовались хутора. Одними из первых здесь поселились Коломийцевы, Федюшины, Толстовы, Скомороховы, Дрямовы, Коробковы, Пьявкины, Пересыпкины, Ашихман, Саенкины, Гиркины, Хрестины, Сагайдаковы, Гурьевы, Краснояровы, Долгошеевы... До сегодняшних дней в нашем районе сохранились старинные дома, в которых выросли 4 — 5 поколений ташлянцев. Дому Коломейцевых в этом году исполнится 161 год. Его фотография хранится в краеведческом музее.
Собирая информацию об историческом прошлом улицы Бурмистрова, Валентина Митрофановна не поленилась обойти наиболее старые дома, заглянуть в инвентарные карточки, чтобы узнать, в каком году возводились постройки, что в них переделывалось.
- Вот, к примеру, самому старому дому Скомороховых 134 года, - рассказывает Валентина Митрофановна. - Дом Дрямовых построен в 1886 году. Он был куплен у купца Лапина за пять чувалов «екатеринок». Здесь до сих пор живет жена одного из сыновей Дрямова. Дом не перестраивали, только обложили кирпичом старые стены и крышу покрыли шифером вместо камыша.
О том, как жили в конце XIX — начале XX веков предки нынешних ташлянцев, ссылаясь на документальные источники и воспоминания старожилов, подробно описал в своей книге коренной ставрополец Иван Иванович Хомяков. Семьи были многодетными, владели большими наделами земли, содержали большое количество сельхозживотных. Кормились своей продукцией. И. Хомяков в книге цитирует публикацию из газеты «Северокавказский край» за 1915 год: «Ташла, являясь пригородом, напоминает собой одну из затонувших в садах деревеньку. Почва ее, богатая черноземом, служит источником ее существования и объектом обложения города. Она является основной поставщицей на местных рынках всевозможной зелени, ягод, фруктов. Это одно из тех русл, по которому идет приток жизненных припасов для горожан».
Еще в начале XX века большинство жителей Ташлы владели довольно большими участками земли, которая при заботливом уходе давала хорошие урожаи, позволявшие безбедно существовать.
Где вырос ставропольский Луис Мартинес?
Первые Бурмистровы поселились на Ташле в конце XIX века. «Первопроходцем» считался Алексей Евдокимович Бурмистров, торговый агент всемирно известного Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода. Рождение в семье сына Ивана 27 июня 1903 года косвенно повлияло на то, чтобы отец оставил прежнюю хлопотную службу, связанную с постоянными поездками, и нашел работу непосредственно в Ставрополе - на местном винокуренном заводе братьев Дёминых, который позже был переоборудован в кожевенный. Поначалу Бурмистровы жили в рабочих казармах вблизи завода, затем удалось купить маленький саманный домик на 1-й Заташлянской улице. Иван был вторым ребенком в семье: старше его была сестра Полина, а младше — брат Шура. Первое свое образование Ваня Бурмистров получил в церковно-приходской школе при Евдокиевском храме. Она находилась в том месте, где сейчас располагается Дом культуры «Ставрополец». Затем мальчика отдали в четырехклассное городское училище, но, не успев окончить второй класс, он был вынужден оставить учебу из-за трудного положения в семье и в 14 лет пойти работать на кожевенный завод курьером. Когда же Ивану исполнилось 16, его взяли в засолочный цех. Через год товарищи избрали его секретарем заводской комсомольской ячейки. В 1923 году судьба связала жизнь Ивана Алексеевича Бурмистрова с морем - он добровольцем отправился служить сначала на Балтику, а затем на Черноморский флот. Начинал он флотским кочегаром на крейсере «Коминтерн».
Пройдет 13 лет. За плечами кадрового офицера Ивана Бурмистрова уже будет спасение экипажа Л-4 «Гарибальдиец» во время пожара и рекорд автономного плаванья на подлодке А-2 «Шахтер». И вот, в ноябре 1936 года Ивана Алексеевича Бурмистрова направляют в специальную секретную командировку. Его путь лежит в Испанию, где в июле вспыхнул военно-фашистский мятеж. Командира подводной лодки С-1 Ивана Бурмистрова испанские моряки называли Луисом Мартинесом. Простые матросы никак не могли привыкнуть к тому, что их командир, в отличие от испанских офицеров, не считал себя «белой костью», ходил в обычном комбинезоне и не гнушался никакой работы на лодке. Субмарина под командованием И. Бурмистрова должна была сопровождать суда, доставлявшие военную технику республиканцам, а также морские транспорты, которыми испанских детей переправляли в Советский Союз.
Иван Алексеевич Бурмистров дважды побывал в Испании. Во второй свой приезд, в апреле 1938 года, он сумел реализовать довольно дерзкий и опасный план: в надводном положении лодка С-4 под его командованием в шторм прошла буквально под носом у франкистских и итальянских судов через Гибралтарский пролив. При этом И. Бурмистров находился на внешнем капитанском мостике.
Военные заслуги нашего земляка советское государство оценило высоко: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года Ивану Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза – первому среди моряков-подводников в СССР.
Вернувшись на Родину, Иван Алексеевич командовал бригадой подводных лодок Черноморского флота и... продолжал учиться, на этот раз в Военно-морской академии. В начале Великой Отечественной войны И. Бурмистров выполнял важную задачу: под его командованием из Николаева в Севастополь перебазировались 11 недостроенных подлодок. В декабре Иван Алексеевич участвовал в Керченско-Феодосийской морской десантной операции.
Морской опыт героя-подводника был востребован и после войны. С 1946 года Иван Алексеевич преподавал в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе в Ленинграде, в том самом, где когда-то и сам обучался азам морского дела. Те времена хорошо помнит сын Ивана Алексеевича — Анатолий Иванович Бурмистров, участник Великой Отечественной войны, почетный член Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников, член Международной Ассоциации моряков-подводников и ветеранов флота, член Норвежского Королевского Общества «Полярные медведи», капитан 2 ранга в отставке:
- В училище никто не знал, что я его сын. Он - старший преподаватель, я — курсант. Иногда я заходил к нему в преподавательскую. Коллеги спрашивали у папы: «А что этот чернявый к тебе приходит? Наверное, двойку получил?». «Если бы он получил двойку, я бы его съел», - отвечал Иван Алексеевич. И только потом признался, что я его сын. В увольнении мы ходили с ним в бильярдную, потом заходили в буфет, брали по полстаканчика водочки, а потом на такси ехали домой. В Ленинграде мы жили в самом центре, на площади Восстания - угол Невского и Лиговки. Я всегда смотрел в окно на часы Московского вокзала, чтобы вовремя вернуться в училище из увольнения».
В родной Ставрополь Иван Алексеевич вернулся в 1950 году. Как только он приехал, его тут же направили работать директором на кожевенный завод, тот самый, на котором он 14-летним подростком начинал свою трудовую жизнь. Вскоре Иван Алексеевич был избран депутатом горсовета. Как человеку уважаемому, Ивану Алексеевичу предложили жилье со всеми удобствами в центре, но Бурмистров предпочел решить свой квартирный вопрос самостоятельно и весьма оригинально. Как-то будучи в Москве, он увидел на ВДНХ экспериментальные сборные щитовые дома... Один из таких домов он поставил неподалеку от родительского на родной Заташлянской улице. Небольшой, общей площадью 53 квадратных метра, он стоит здесь до сих пор. Живет в нем сын героя — Анатолий Иванович со своей супругой Раисой Петровной.
Ставрополец Григорий Иванович Булгаков с детства знал Ивана Алексеевича Бурмистрова и дружил с его сыном Анатолием. Сегодня он - дважды Почетный железнодорожник России, заслуженный работник транспорта, персональный пенсионер, участник Великой Отечественной войны. Будущего Героя Советского Союза он впервые увидел в далеком 1935 году.
- Мы жили на хуторе Ташла за городом, - рассказывает Григорий Иванович. - Иван Алексеевич со своим отцом и братом приехали поохотиться. В наших местах было полно зайцев, перепелов. Потом Иван Алексеевич стал ездить к нам постоянно. Наши семьи подружились. Позже я даже некоторое время жил у Бурмистровых и ходил в местную школу. Когда началась война, я в 13 лет пошел работать на железную дорогу. Мы, подростки, обеспечивали доставку составов к фронту.
Как-то раз, это было уже после войны, Иван Алексеевич приехал в Ставрополь. Я тогда работал в Ставрополе на железной дороге. Прошу его: «Дядя Ваня, забери меня к себе на службу в Ленинград. Я хочу быть моряком». Он согласился: «Ладно, пойдем к твоему начальнику». Пошли на железную дорогу. Он долго говорил с моим начальником, а я томился в ожидании. Потом Иван Алексеевич вышел, взял меня за плечи, и говорит: «Не отпускает тебя начальник. Он дал тебе хорошую характеристику. Но ты не расстраивайся. Пока ты дорастешь до меня, у тебя будет и звание повыше, и должности не меньше». Так я и остался на железной дороге. Всё получилось действительно так, как предсказал Иван Алексеевич: я дослужился до заместителя начальника управления Северо-Кавказской железной дороги...
Иван Алексеевич Бурмистров прожил до обидного недолгую жизнь. Последствия ожогов дыхательных путей и верхней части пищевода, полученных еще во время пожара на Л-4 в 1934 году, отозвались неизлечимой болезнью спустя 28 лет. Героический моряк-подводник окончил свой земной путь в тот же день, когда случился взрыв на подлодке — 28 августа. Произошло это в 1962 году. Многие друзья, сослуживцы, моряки-подводники приехали из разных точек страны, чтобы проститься с Иваном Алексеевичем. При большом стечении народа он был с воинскими почестями похоронен на Даниловском кладбище в Ставрополе.
Решением общественности и властей Ставрополя наш славный земляк посмертно был удостоен еще одного высокого звания — Почетный гражданин города, а его родная Заташлянская улица стала носить имя Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Бурмистрова.
Здесь климат иной
Полвека назад, когда И.А. Бурмистров был еще жив, район Ташлы всё ещё напоминал пригород: сады, саманные домишки, крытые соломой, мощенные булыжником улицы, ни о каких «городских удобствах» не было и речи — народ по старинке бегал «до ветру» в деревянный домик в конце огорода. Конец 50-х — начало 60-х годов прошлого века стал переломным для множества ташлянцев. Рассказывает Валентина Митрофановна Мурчалина:
- Культурным центром для жителей Ташлы был кожевенный завод. Там был красный уголок, куда молодежь ходила на танцы. Там же проводились выборы, выступала самодеятельность. Приезжала «передвижка», показывали кино. Кинотеатр «Ставрополец» был построен позже.
Другим культурным очагом была библиотека. О ней, я думаю, надо сказать отдельно, поскольку она имеет непосредственное отношение к Ивану Алексеевичу Бурмистрову. Библиотеке этой скоро исполнится 63 года, хотя, вполне вероятно, что она гораздо старше. На такое предположение наталкивает документ, который цитирует И. Хомякова в книге «Ташла». Из него следует, что в 1913 году в доме Гладкова по улице Заташлянской, 66, работала бесплатная читальня. Так это или нет, но библиотека эта явление особое, а с недавнего времени даже уникальное. В 2004 году она официально изменила статус и стала библиотекой-музеем имени И.А. Бурмистрова. Читальный зал стал гостеприимной кают-компанией, где разместилась экспозиция «Боевая летопись Русского флота». Анатолий Иванович Бурмистров передал в музей множество подлинных предметов, фотографий и документов. Очень скоро библиотека «пропиталась» морским духом. Сегодня здесь очень комфортно себя чувствуют и ребята из подросткового патриотического клуба «Бригантина», и ветераны, и моряки из регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота, и школьники, которые приходят на тематические встречи. О ставропольской библиотеке-музее имени И.А. Бурмистрова уже знают далеко за пределами нашего края. Коллектив совсем маленький: заведующая Елена Руднева и два библиотекаря. Тем не менее за опытом к ним обращаются коллеги из библиотек всего Южного федерального округа...
Но вновь вернемся на полвека назад. Бытовые и социальные условия жизни обитателей Ташлы, всё ещё напоминающей большое село, раскинувшееся у подножия горы, очень отличались от городских. Электричество провели сюда только в середине 50-х. Практически до 60-х годов здесь не знали, что такое газ и центральный водопровод. О канализации и говорить нечего. Но, как говорится, не было счастья да несчастье помогло. Кожевенный завод в те годы переживал небывалый взлет, часть его продукции даже отправлялась на экспорт. Активно наращивая производство, кожзавод беззастенчиво сбрасывал свои промышленные стоки прямо в речку. Отвратительный запах распространялся по всему течению на несколько километров, а в непосредственной близости от завода жители просто задыхались. Было принято решение о проведении на Ташле центральной канализации. Местные жители получили возможность провести воду и газифицировать свои дома. Социально-бытовые условия жизни на Ташле максимально приблизились к городским. Вскоре булыжные мостовые покрыли асфальтом. Одной из первых «переоделась» улица Заташлянская. Теперь ничто не мешало пустить по новеньким дорогам городской пассажирский транспорт.
Валентина Митрофановна Мурчалина вспоминает, что прежде в любую точку города ташлянцам приходилось добираться только пешком. Первый автобусный маршрут от 11-й школы до армянской церкви на площади Фрунзе убедительно дал почувствовать жителям Ташлы, что они действительно горожане. Автобус ходил строго по расписанию с 6 утра до часу ночи. В армянской церкви, которая к тому времени еще не была снесена, находился диспетчерский пункт. На конечной остановке всегда скапливалось множество народа, желающего уехать. Историческим можно считать и 8-й маршрут автобуса, который проходил от Нижнего рынка по улице Бурмистрова до Пригородной. Он просуществовал с 60-х до самого распада Советского Союза, а затем после перерыва в «лихие 90-е» по улице Бурмистрова побежали шустрые микроавтобусы с номером «8». Правда, протяженность обновленного маршрута заметно увеличилась — от СТАВНИИГИМа до Чапаевки. Проехав от одной конечной остановки до другой можно воочию убедиться, что на Ташле совершенно особенный климат, здесь даже сады зацветают раньше.
* * *
Сегодня время от времени возникают споры о переименовании улиц. На мой взгляд, случай с улицей Бурмистрова — очень удачный и справедливый вариант изменения названия. Ну что такое Заташлянская? Одна из четырех улиц с таким же названием. Другое дело — улица Бурмистрова. Здесь родился Иван Алексеевич, здесь живут его потомки, здесь его вспоминают с большим уважением.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.